Вторник, 21.05.2024, 00:20
Приветствую Вас Гость | RSS






Главная » 2011 » Сентябрь » 5 » Граф Калиостро (серия Великие авантюристы)
08:16
Граф Калиостро (серия Великие авантюристы)
Великие авантюристы - Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро


"Уно,
уно, уно, ун моменто..." Многие помнят эту прилипчивую песенку из
фильма "Формула любви", повествующего о приключениях в России графа
Калиостро. Но отнюдь не все знают, кем был на самом деле этот великий
авантюрист и что, собственно, он делал в Российской империи?

Из
всех исторических личностей XVIII века наиболее загадочным заслуженно
считается граф Калиостро. Он остался в истории как авантюрист,
путешественник, пылкий любовник и знаток тайных наук. С его именем
связаны удивительные вещи: умение глотать вилки, способность оживлять
статуи и многие другие. Но кем был этот человек на самом деле?

"Я,
Джузеппе Калиостро - магистр и верховный иерарх всего сущего, взываю к
силам бесплотным, к великим таинствам огня, воды и камня, для коих мир
наш есть лишь игралище теней. Я отдаюсь их власти и заклинаю перенести
мою бестелесую субстанцию из времени нынешнего в грядущее, дабы узрел я
лики потомков, живущих много лет тому вперед"
(Заклинание графа Калиостро)

О происхождении Джузеппе Калиостро (он также известен под именами
Тискио, Мелина, граф Гарат, маркиз де Пеллегрини, маркиз де Анна, граф
Феникс, Бельмонте) известно немного. Сам Калиостро утверждал, что
родился на Востоке, а родителями его были принцесса и ангел. Граф
Александр Калиостро (Alessandro Cagliostro), согласно достоверным
данным, родился 2 июня 1743 г. в Палермо, Италия. Он называл себя
разными именами. Однако, как выяснили исследователи его запутанного
жизненного пути, настоящее имя нашего героя - Джузеппе Бальзамо
(Giuseppe Balsamo). Калиостро родился в купеческой, но простонародной
семье. Говорят, бабка пророчила ему графский титул, то же предсказала
цыганка. Говорят также, матери Калиостро приснился сон, что после
женитьбы на графской дочери ее сын стал графом. В 33 года он
действительно получил титул маркиза Пеллегрини и графа Александра
Калиостро. И впоследствии он всю жизнь отказывался от своего настоящего
имени, уверяя, что не имеет ничего общего с деревенщиной.

Свое
детство и юность, по его же рассказам, он провел в Медине. С детства
мальчик был окружён всеобщей любовью и заботой, ему прислуживали десятки
рабов и рабынь, готовых выполнить любое желание. Затем шериф Медины
(родственник Калиостро) отправил его в сопровождении мудрого Альтатаса в
путешествие по Востоку и Африке. А завершилась поездка (опять же по
версии самого графа) посещением Египта, где жрецы древних храмов открыли
Калиостро все тонкости древних наук и тайны пирамид. Здесь же произошли
первые общения с фараонами, предсказавшими Калиостро великую судьбу и
возложившими на него некую высшую миссию, смысла которой он так и не
раскрыл, ссылаясь на тайны мироздания. В египетской Александрии Джузеппе
близко сошелся с уличными факирами. Он овладел приемами гипноза, изучил
магические формулы, научился довольно сложным фокусам и собрал
коллекцию экзотических предметов. Калиостро называл себя учеником графа
Сен-Жермена. Он, как и учитель, стремился проникнуть в систему азартных
игр и разгадать тайну выигрышных карт.

В двенадцать лет юноша был
изгнан из монастыря по неизвестной причине. После этого он отправился к
себе на родину, в Палермо. Но родственники, вероятно, из-за банкротства
отца не признали Калиостро. В этот сложный период (отказ от него
родственников, отсутствие средств к существованию) молодой человек
решает, что непременно станет богатым и знаменитым, и неважно какими
способами он этого добьётся. В первое время Джузеппе Бальзамо промышлял
браконьерством и мелким жульничеством, а уже позже к этим легким
шалостям добавилось сутенерство и сводничество.

Прославился
Калиостро подделкой театральных билетов, а затем и фальсификацией
завещания и ограблением золотых дел мастера Марано из Палермо. Калиостро
сумел убедить Марано в том, что в окрестностях Палермо зарыт богатейший
клад, и при помощи магии его можно найти. Мастер, желая разбогатеть,
заплатил Калиостро большие деньги и темной ночью отправился вместе с
аферистом и его помощником искать клад. Калиостро «при помощи
заклинаний» определил место, где зарыт клад, и заставил Марано копать.
Но тут раздались ужасные вопли, появились «бесы» и избили доверчивого
кладоискателя до потери сознания.

В двадцать лет Джузеппе занялся
изучением алхимии, в тридцать объявил, что им найден рецепт напитка
бессмертия. Кроме того, граф утверждал, что умеет читать мысли, видеть
прошлое и будущее, а также управлять «силами природного магнетизма».
Возможно, именно эти силы магнетизма и помогли ему обворожить первую
римскую красавицу Лоренцу Феличиане (которую впоследствии он представлял
в качестве благородной Девы Калабрийской) и получить её согласие на
брак с ним. После свадьбы Калиостро утверждал, что в измене супруга нет
ничего предосудительного, а добродетель и супружеская честь
относительны.

Великие авантюристы - Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро


Пара
колесила по Европе и устраивала для избранной публики сеансы магии. За
ними по пятам следовали разоблачительные заявления инквизиции, не
устававшей изгонять их из всех стран, в которые супруги заезжали со
своими «выступлениями».

Свои знаменитые похождения новоявленный
граф начинал во Франции, где особой популярностью не пользовался. В 1771
году он уехал в Англию, где снова зарабатывал на хлеб мелким
мошенничеством и сутенерством. Например, как-то Калиостро «неожиданно»
застал свою благоверную с неким богачом. И тому пришлось поплатиться.
Граф не стал требовать смерти обидчика на дуэли, он оценил свою обиду
дешевле, всего лишь в 100 фунтов. Но немного погодя графа самого застали
в постели с несовершеннолетней, и супруги Калиостро спешно покинули
пределы Туманного Альбиона.

В Барселоне они прожили полгода.
Калиостро играл здесь роль знатного римлянина, заключившего тайный брак и
скрывающегося от родных. Ему поверили, стали величать «его
превосходительством» и дали денег. Но официальные лица оказались на
удивление недоверчивыми и потребовали подтвердить слова официальными
бумагами, коих у Калиостро, конечно, не оказалось. Тогда его жена
Лоренца соблазнила влиятельного богача, и супругам удалось не только
избежать скандала, но и получить солидную сумму на дорогу.

Через
какое-то время Калиостро учредил женскую масонскую ложу во главе с
Лоренцой, а также ложу египетского масонства, идею которой он
позаимствовал у некоего Георга Конетона. Себя же граф провозгласил
Великим коптом. Новоиспеченный масон бросал деньги направо и налево,
разъезжал в шикарных экипажах в сопровождении слуг, облаченных в
богатейшие ливреи.


Калиостро был не только гениальным
шарлатаном,' он обладал способностями, которые действительно трудно
объяснить. Так, он предсказал Великую французскую революцию, падение
Бастилии, казнь Марии-Антуанетты. Под влияние этого выдающегося
авантюриста, обладавшего незаурядным гипнотическим даром, попадали и
простаки, и вельможи, и люди выдающегося ума. А французский король
Людовик XVI даже пригрозил карой тем, кто усомнится в чудодейственных
способностях мага.

Внешне невзрачный, граф обладал над женщинами
поистине магнетической властью. По описаниям лондонцев, граф Калиостро
был "смуглолицым, широким в плечах человеком средних лет и невысокого
роста. Говорил он на трех или четырех языках, притом на всех, без
исключения, с иностранным акцентом. Держался таинственно и напыщенно.
Щеголял перстнями, украшенными редкими драгоценными камнями. Называл их
"безделицами" и давал понять, что они - собственного производства".


Начались
скитания по Европе с множеством приключений. Легко добытые деньги так
же легко и тратились – Калиостро любил жить на широкую ногу и к тому же
неслыханно щедро одаривал бедняков. С Лоренцей они то ссорились, то
мирились, но в общем жили дружно, терпеливо снося взаимные измены и
неустроенность кочевого быта. Чуткий к веяниям времени, граф уловил
новую тенденцию: по мере развития науки люди – вопреки очевидной логике –
все более верили в чудеса. В любой стране не было отбоя от желающих
колдовским способом обрести богатство, молодость или здоровье. Как
грибы, росли тайные общества – масоны, розенкрейцеры, мартинисты, – в
рядах которых хватало как бескорыстных искателей истины, так и явных
жуликов.

Немудрено, что эти общества весьма заинтересовали
Калиостро. Впервые он свел знакомство с масонами в Лондоне, а в Германии
уже основал собственную ложу «египетского обряда».

В 1776 году
Калиостро поселился в Лондоне в особняке на Уэлком-стрит. Казалось, он
поселился здесь надолго, обставив особняк с особой роскошью. Дом стал
местом паломничества богатых лондонцев. Одни просили Калиостро увеличить
их драгоценные камни или убрать с них трещины. Другие интересовались
будущим, которое граф якобы умел предсказывать – особенно результатами
ближайшего розыгрыша лотереи. Загадочный гость охотно сообщал выигрышные
номера, но тех, кто поверил ему, ждало разочарование. Да и камни, с
которых стараниями «мага» исчезали трещины, спустя некоторое время
становились такими же, как раньше. За подозрительным чародеем была
установлена слежка, и Калиостро решил не испытывать судьбу. В одну ночь
особняк на Уэлком-стрит опустел – тайком собрав имущество, граф пересек
Ла-Манш.

В 1778 году Калиостро и Лоренца прибыли в Россию. В
Петербурге Калиостро выдавал себя за искусного целителя, продавал
эликсир молодости, принимал больных, но денег ни с кого не брал,
напротив, даже раздавал их беднякам. Вскоре в свете заговорили о
прибывшем в Петербург чудотворце и его прекрасной супруге. Некоторое
время чета «чудотворцев» купалась в лучах славы и внимании императорской
семьи. Калиостро излечил «одержимого бесами» юродивого и, по слухам,
при помощи «философского камня» существенно увеличил запасы золота в
сокровищнице светлейшего князя Потемкина, любовника Екатерины II.
Благодарный князь посулил графу свое покровительство, но тут же закрутил
роман с его женой. Императрица, узнав о шашнях своего фаворита,
рассвирепела и изгнала Калиостро с Лоренцей из России.

В Дувре в
Лоренцию (правда к этому времени она звалась не Лоренцией, а Серафимой)
влюбился богатый француз. Какое-то время они путешествовали втроем.
Француз уговаривал девушку бросить проходимца мужа. Лоренца последовала
его совету и сняла отдельную квартиру. Но Калиостро вспомнил о своих
супружеских правах и подал жалобу на жену. Он добился того, чтобы ее
посадили в тюрьму, где она провела несколько месяцев, пока суженый не
простил неверную супругу. В конце концов, супруги помирились.

Благородные
манеры, огромное влияние при дворе, красноречие и богатство — все это
сделало Калиостро всеобщим кумиром. Самый же громкий успех и скандал
ждал Калиостро в Париже. Французское общество и высший свет приняли
россказни и фокусы Калиостро с восторгом. 1784-1785 годы ознаменовались
нашумевшими обедами графа с Руссо, Генрихом IV и Вольтером — людьми,
которых к тому времени, уже не было в живых… Калиостро ожидали деньги,
слава и успех у самых знатных дам. Его портреты, настольные бюсты,
лаковые миниатюры — все это с успехом расходилось по Европе.

Свои
магические номера чародей постоянно пополнял новыми. Например, он
выбирал детей пяти-двенадцати лет, мазал им головы так называемым елеем
премудрости и через них вел беседы с ангелами, святыми, пророками и
духами…

Великие авантюристы - Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро


Однажды
ему сообщили, что серьезно заболел принц Субиз, близкий родственник
кардинала Рогана, с которым Калиостро познакомился в Страсбурге и
приобрел в его лице одного из самых преданных своих сторонников. Никто
не надеялся на выздоровление Субиза. Но великий граф Калиостро взялся
его лечить, потребовав при этом, что бы его имя держалось в тайне. Когда
же Субиз стал поправляться, было торжественно объявлено, что лечил его
Калиостро. Это был триумф! У дома Джузеппе стояли ряды экипажей знати,
приехавшей поздравить его с успехом. Среди них оказалась даже
королевская чета. Калиостро стал просто идолом Парижа.

И вдруг
ударом грома разнеслось известие – Калиостро заточен в Бастилию! Он
оказался замешан в знаменитом «деле об ожерелье», сыгравшем немалую роль
в падении монархии. Началось все с того, что предшественник Людовика
ХVI захотел подарить своей фаворитке Жанне Дюбарри роскошное колье из
629 бриллиантов стоимостью 1,6 миллиона франков. Ювелирная фирма Бемера
изготовила колье, но тут король умер, а его бережливый преемник наотрез
отказался от дорогой игрушки. Ожерелье хранилось у Бемера до тех пор,
пока им не решили завладеть ловкие преступники – самозваная графиня де
Ламотт и ее супруг. Они обратились к духовнику короля, кардиналу де
Рогану, с просьбой стать посредником в покупке колье для королевы Марии
Антуанетты – сама она якобы не желала афишировать интереса к
дорогостоящему изделию. Де Роган засомневался, и ему устроили тайное
ночное свидание с «королевой». На самом деле это была похожая на нее
Мари Олива – подруга Ламотт и Лоренцы Калиостро. Успокоенный кардинал
забрал ожерелье и передал мошенникам, которые переправили его в
Амстердам и продали по частям. После этого супруги Ламотт и Калиостро
зачем-то вернулись в Париж, где и были арестованы, когда разразился
скандал.

Ламотт свалили все на Калиостро, который якобы
разработал план похищения. Однако следствие не доказало его вины. Да и
зачем магу, в чьем распоряжении были финансы богатых поклонников,
браться за столь рискованную операцию? Ответ нашелся быстро – для
дискредитации королевской власти. По довольно достоверным
предположениям, именно эту миссию возложили на Калиостро лидеры
европейского масонства, чьей целью было уничтожение монархии и создание
на ее развалинах «Царства Разума». В романе Дюма «Жозеф Бальзамо»
Калиостро изображен борцом с монархией, но там им движет благородная
месть. На самом деле он, похоже, настолько уверовал в собственное
величие, что всерьез решил низвергнуть королевскую власть. А там – чем
черт не шутит? Почему самый популярный иностранец во Франции не может
стать ее правителем?

После освобождения Калиостро уехал из
Франции в Англию и оттуда обратился к французскому народу с письмом, где
осыпал проклятиями королевский двор и предсказывал скорую революцию.
Она и в самом деле произошла через каких-то три года, но маг не смог в
ней участвовать. Покинув Англию, он отправился в Швейцарию, безуспешно
предлагая тамошним бюргерам растопить альпийские льды и найти скрытое
под ними золото. Потом прибыл в родную Италию, чтобы основать масонскую
ложу в Риме, под самым носом у папских властей. Такого открытого вызова
Святой престол терпеть не стал. Калиостро и его супругу заключили в
замок Святого Ангела. Сменяя друг друга, следователи инквизиции
добивались от него признания в масонской деятельности, колдовстве и
связи с дьяволом. Граф молчал, зато не выдержала Лоренца – признав все
обвинения, она дала подробные показания против мужа. Это, однако, ее не
спасло. Лоренцу приговорили к заточению в монастыре, где она умерла
меньше чем через год. Самого Калиостро как нераскаявшегося еретика ждало
сожжение на костре.

Великие авантюристы - Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро


В
последний момент казнь заменили пожизненным заключением. Ходит легенда,
что некий чужестранец явился на прием в Ватикан и передал Папе записку,
в которой якобы было лишь одно слово. Прочтя ее, Папа помиловал
смертника. Но более вероятно, что папские чиновники решили не портить
свою репутацию средневековой карой. 7 апреля 1791 года Калиостро вывели
на римскую площадь Минерва, где он покаялся и на коленях попросил
Всевышнего о прощении. Костер в тот день все же загорелся, но на нем
сожгли не самого мага, а его инвентарь и богатую библиотеку, собранную в
разных странах.


После этого Калиостро отвезли в замок
Сан-Лео на границе с Тосканой. Он стоял на вершине отвесной скалы, и
узника поднимали туда на веревке в специальном ящике. Здесь граф провел
четыре года. На прогулки его не водили – в Ватикан приходили доносы, что
масоны планируют освободить своего единомышленника при помощи
воздушного шара. А после того как Калиостро продемонстрировал тюремщикам
несколько своих фокусов, его и вовсе заковали в цепи.

26 августа
1795 года в том же ящике, в котором в Сан-Лео доставили узника, со
скалы спустили завернутое в саван тело. Одни говорили, что Калиостро
свела в могилу пневмония, другие – что его задушил надзиратель,
выведенный из себя его издевками.

Через несколько лет в Сан-Лео
вошел отряд наполеоновской армии. Его командир, польский масон
Понятовский, специально сделал крюк, чтобы освободить узника. Услышав,
что графа нет в живых, он очень огорчился и велел вскрыть его могилу,
быть может, надеясь отыскать в ней какой-то тайный знак. Но могилу так и
не нашли – это стало последней тайной Калиостро. Ее пытались разгадать в
своих романах Шиллер и Жорж Санд, Ричард Олдингтон и Алексей Толстой.

Интерес
к Калиостро не угасает и по сей день – о нем ставятся спектакли,
снимаются фильмы. Оккультисты всех мастей зачислили графа в ряды своих
учителей. Легенда о нем давно и бесповоротно затмила истину – и сам
Великий Копт, принесший свою жизнь в жертву собственному тщеславию,
наверняка был бы доволен таким финалом своей истории.

Великие авантюристы - Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро








Get Adobe Flash player
Мистификаторы. Граф Калиостро



или youtube


Опера Граф Калиостро : Таривердиев Микаэл

Либретто Н.Кемарского
По одноименной повести А.Толстого
Действующие лица и исполнители:
Прасковья Петровна - Мария Лемешева, сопрано
Алексей - Александр Пекелис, тенор
Калиостро - Анатолий Бойко, баритон
Мария - Лидия Трофимова, сопрано
Жан Ложкин - Александр Подболотов, тенор
Администратор - Владимир Хрулев, баритон
Милиционер - Владимир Рыбасенко, бас
Первый экскурсовод - Людмила Соколенко, сопрано
Второй экскурсовод - Нина Анисимова, меццо-сопрано
Генералы - Борис Тахов, тенор; Олег Губарев, тенор; Виктор Боровков, бас; Ашот Саркисов, бас
Туристы - Раиса Соколова, сопрано; Елена Андреева, сопрано; Лилиана Гаврилюк, меццо-сопрано; Олег Губарев, тенор; Евгений Болучевский, баритон; Ярослав Радионик, баритон; Игорь Парамонов, баритон
Оркестр Московского камерного музыкального театра, дирижер Владимир Агронский
Звукорежиссер П.Кондрашин













Из книги Таривердиева М.Л. «Я просто живу»:
«…когда я приступил к работе над оперой «Граф Калиостро», я, напротив, попытался использовать ту меру условности, которая присуща именно опере. Я решил вернуться к поставленным голосам, традиционной форме классической оперы-буфф. Правда, с современным сюжетом.
Я довольно долго искал этот сюжет… Когда Николай Кемарский, мой друг, драматург, сценарист и литератор, предложил подумать об опере по повести «Граф Калиостро», что-то меня зацепило. Я стал интересоваться личностью таинственного Калиостро. Потом мы много спорили с Кемарским о том, какой должна быть драматургия.
В общем, доспорились мы до того, что действие повести Толстого перенесли в наше время. Сюжетные ходы остались теми же. Но усадьба оказалась музеем-усадьбой, каких много в Москве, Ленин¬граде, да и в других городах. Молодой человек, один из сотрудников музея, так же как и у Толстого, влюблен в портрет дамы XVIII века. Так же появляется знатный иностранец, только с экскурсией. Он оживляет этот портрет. И так далее. Проблема-то ведь заключалась не в том, что портрет оживает. А в том, как в этой ситуации проявляются люди. И нам было интересно посмотреть, как поведут себя современные люди, как поведет себя в сегодняшней жизни дама XVIII века. Нам было интересно оживить в нашей театральной «коробочке» и типичного директора музея, и аспиранта Алексея, и даже милиционера, столкнуть речевую и музыкальную стилистику XVIII и XX веков.
С одной стороны, мне хотелось приблизить музыкальный язык оперы к современной городской интонации и сегодняшней музыкальной среде, а с другой стороны — это должно было быть помножено на шутливую, комическую имитацию музыки XVIII века…
Николай Кемарский — человек далекий от оперных шаблонов. Он сосредоточился на развитии действия. Поэтому и получилось, что сюжет в опере развивается стремительно, без остановок. Стихотворная канва текста сложилась не сразу. Ведь текст в опере пропевается, следовательно, «подается» замедленно, и должен слагаться из слов, которые звучат естественно. Мы долго этого добивались. Стихи поначалу получались скверными. Их дорабатывала Римма Казакова, потом — Роман Сеф, который прописал диалоги райком. Римма Казакова сделала несколько арий — мне нужно было, чтобы арии отличались по стилю, по ритмике, стихотворным размерам, и они в результате довольно точно передают характеры персонажей…
Мне нужны были живые прототипы для героев. И героинь — тоже. И я беззастенчиво использовал для этого своих близких, друзей. Иногда я им даже говорил об этом. Надеюсь, меня это оправдывает.
…музыка пишется за столом! И это самое большое наслаждение! А уж потом наступает расплата — начинаются страдания: куда отдать, кто исполнит. Или никуда не отдаешь, как чаще всего это делал я и писал в стол. Но эти герои, которых ты придумал, создал и засунул в стол, начинают выражать недовольство и беспокоить тебя по ночам. Они ведь уже живые...
Но с «Калиостро» все получилось иначе. Камерный музыкальный театр Покровского уже существовал. Для Бориса Александровича это была отдушина, где он мог осуществлять все то, что не мог сделать в Большом театре. Тогда он еще оставался его главным режиссером. В конце концов Покровского выжили из Большого в очередной раз. По-моему, в третий.
Как композитор я пришел в этот театр тоже случайно. Случайно встретил Бориса Александровича, который, видимо, случайно бросил фразу:
— Написали бы для нас оперу.
— Уже написал. Не знаю, для вашего ли театра, но она существует, — ответил я. Это и был «Граф Калиостро», которого я действительно писал без расчета на определенную труппу.
Мы договорились о встрече. Я очень волновался и ни за что не хотел играть и петь сам. Поэтому, собираясь к Борису Александровичу на Кутузовский, я наиграл и напел своим ужасным голосом оперу на магнитофонную пленку. Так и явился к Покровскому, держа в одной руке маленький магнитофон, а в другой — здоровенный клавир. Борис Александрович удивился при виде магнитофона.
— Играть не будете? — довольно ехидно спросил он.
— Будет играть магнитофон, — мрачно ответил я.
Мы начали слушать. Уныние мое возрастало. Все казалось мне скучным и совсем не смешным. А Борис Александрович время от времени восклицал:
— О, вот эта партия — для Подболотова! Калиостро, конечно, Бойко.
И добавлял при этом, обращаясь ко мне: молодой человек. Мне это было смешно и приятно — какой я, к черту, молодой человек в свои-то пятьдесят!
Потом, когда вопрос о постановке был уже решен, я попросил Покровского, чтобы партию Прасковьи Петровны спела Маша Лемешева. И в этом наши мнения сошлись. Дочь Сергея Яковлевича Лемешева, она унаследовала лучшие черты таланта своего отца. И матери — замечательной певицы, профессора консерватории, Ирины Ивановны Масленниковой. Маша с первых дней работала в Камерном театре. Прекрасный голос, высочайшая культура пения, дар драматической актрисы — все эти качества она в полной мере проявила в работе над партией Прасковьи Петровны в «Калиостро», а потом в моей моноопере «Ожидание», которая тоже была поставлена Покровским в Камерном, но позже. В театре судьба свела меня и с другими прекрасными музыкантами — дирижером Владимиром Агронским, певцами, актерами Лидией Трофимовой, Алексеем Пекелисом.
Когда начались репетиции, я конечно же устремился в Камерный театр: любопытство меня раздирало…я ждал, не мог дождаться начала сценических репетиций «Калиостро». Как Покровский оживит портрет Прасковьи Петровны? Я прямо уподобился герою своей же оперы Алексею, влюбленному в портрет. Что он придумает для квартета генералов — тоже оживающих портретов вояк прошлого? Одно дело, когда я это все воображал в своей театральной «коробочке» на письменном столе, но как это будет на сцене? Покровский решил все очень просто. Весь спектакль идет в одной декорации, довольно простой, но невероятно выразительной. В центре — портрет Прасковьи Петровны, по бокам — по два портрета генералов. На сцене — клавесин, который обыгрывается по ходу действия, какие-то шкафы, в которых стоит посуда, часть из нее, как мне помнится, принесли из дома актеры. Как всегда в Камерном, режиссерская концепция спектакля так тесно связана с решением художника-сценографа, что одно трудно отделить от другого.
Покровский оказался моим союзником во всех смыслах. Он не принадлежит к тому разряду режиссеров, которым обязательно нужно перекроить партитуру. Конечно, он лишен раболепия по отношению к нотам. Но если он берется за постановку, то принимает концепцию композитора. Я много раз слышал от него, что зачем же ему перекраивать музыку, он должен заниматься своим делом — ее ставить.
Мне не пришлось ничего переделывать в «Калиостро», чтобы подогнать его под труппу Камерного театра. Спектакль был словно создан для него. Единственно, что я сделал, — это усложнил партию Прасковьи Петровны по просьбе Маши Лемешевой. Дело в том, что партия стилизована под XVIII век, она и так была непростой, но Маша захотела еще ее усложнить и «разукрасить» разными виртуозными вокальными штучками. И справлялась она с ними с поразительным изяществом и легкостью.
В «Кто ты?», чтобы преодолеть условность оперы, я вставлял разговорные диалоги. Но уже тогда понял, что это все-таки не очень хорошо в опере. Появляется какой-то небольшой душок оперетты. Швов — переходов от музыки к речитативу и разговорному диалогу — не должно быть. Именно поэтому в «Калиостро» я широко пользовался речитативами-secco, то есть речитативами под клавесин. Хотя и сохранил в очень небольшом количестве разговорные диалоги и в «Калиостро». Не знаю, был ли я до конца прав. Все-таки в опере все должно пропеваться. К тому же я заметил странную особенность. Все драматические актеры стремятся петь, а оперные певцы ужасно любят говорить. Как правило, и то и другое получается плохо. И, кстати, даже в Камерном, когда мы репетировали, это получалось хуже всего. Самое смешное — я пытаюсь объяснить актерам, чего от них хочу, и, как мне кажется, объясняю внятно — они не понимают. Или же не могут сделать то, чего я добиваюсь. Появляется на репетиции Покровский. Говорит совсем про другое. И они тут же все понимают и делают именно то, что нужно. Режиссер все-таки отдельная профессия.
Я очень волновался перед премьерой. И когда она состоялась, все прошло замечательно, радовались все.
Впереди, нам казалось, нас ждет только радость.
«Калиостро» много вывозили. Театр вообще много гастролировал…замечательно оперу принимали в Хельсинки. Фотографии Маши Лемешевой — Прасковьи Петровны обошли финские газеты. Это был один из самых популярных театров на Хельсинкском международном фестивале. Только меня, в отличие от Еревана, здесь не знали в лицо, и мою фотографию перепутали и дали фотографию почему-то Андрея Эшпая, правда, подписали «Микаэл Таривердиев».
После приезда из Хельсинки мы стали записывать оперу на «Мелодии». Наконец я мог увеличить состав оркестра: в театре это было невозможно из-за отведенного для него крошечного пространства. Я постоянно страдал от скупости его звучания. Запись получилась удачной — с нами работал классный звукорежиссер Петя Кондрашин. Обложку оформил мой друг и замечательный художник Борис Жутовский. Потом снимали «Калиостро» на телевидении. Закрыли на две недели театр, стационарно поставили камеры. Режиссер Юрий Богатыренко сделал телеверсию оперы, которая понравилась даже Покровскому. Хотя к телевидению он относится, мягко говоря, осторожно».
Дополнительно о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева Вы можете узнать на сайте - http://www.tariverdiev.ru, там же можно познакомиться с книгой Микаэла Таривердиева «Я просто живу» и книгой Веры Таривердиевой «Биография музыки»
Категория: Блог Алекса /Интересы | Просмотров: 2461 | Добавил: ShadeII | Теги: история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930



Поиск
Категории раздела
!
Улыбнись )) [5]
Разное (Мир) [0]
Информация [2]
Блог Оли /Интересы [49]
Блог Оксаны /Интересы [21]
Блог Алекса /Интересы [48]
Записки Металлистки [2]
Меню сайта
! ЛИНИИ ЖИЗНИ
Музыкальный дневник
Интересное рядом
Страны и Континенты
FREE DOWNLOAD

Контакты и помощь сайту
Форма входа


Архив записей

Друзья сайта
  • Rock Metal Wave
  • World Vision




  • *Скачать бесплатно
    _____download free

    Музыка


    [14.01.2020]
    Agusa - Tva (2015)
    [14.01.2020]
    Cattle Decapitation - T...
    [14.01.2020]
    Cattle Decapitation - M...
    [30.12.2019]
    Cattle Decapitation - D...
    [24.12.2019]
    Free From Sin - Free Fr...
    [18.12.2019]
    Gideon's Army ‎- Wa...
    [20.11.2019]
    American Angel - Americ...
    [20.08.2019]
    The Doors - The Best Of...
    [14.08.2019]
    MindSplit - Charmed Hum...
    [01.08.2019]
    Within Silence - Galler...


    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ***********4

    _____________


    художники путешествие Дача здоровье крючок искусство фотоальбом сказки Куклы на заметку Цветы флора видео аудиокниги Россия Alternative Rock кино музыка Живопись Интересно фото креатив скачать Progressive пэчворк metal video рисование советы женщины Игрушки рисунки Folk Progressive Metal Metal music rock music Rock video rock video творчество Стили lossles книги кулинария кухня скачать журналы загород дом Folk Rock печворк русский альбом люди Blues blues rock сад дизайн download Hard Rock Lossless Heavy Metal Power Metal Мелодрама рукоделие история архитектура новый год progressive rock жл 52Гц я люблю тебя (2017) hand made интерьер уют вязание Спицы Вяжем детям Мода модели Живность фотоработы шитье детская вышивка журналы рецепты выпечка Фантастика Приключения журналы по вязанию журналы по рукоделию журналы по вышивке Metal Music вязание крючком сериал бесплатно смотреть онлайн Фильм онлайн Фильмы литература книга
    ***

    Творческая мастерская SANA



    Copyright Crown6 © 2024 Копирование возможно только с прямой ссылкой на сайт
    Бесплатный хостинг uCoz