Подлинное эолийское имя Сафо — Псапфа
(«ясная», «светлая»). Поэтесса называла себя служительницей муз, а
современники называли ее десятой музой. Платон, например, считается
автором такого двустишия:
Девять на свете есть муз, — утверждают иные. Неверно:
Вот и десятая к ним — Лесбоса дочерь, Сафо!
Сафо стояла во главе тайного содружества дам, которое было посвящено
музам и Афродите. Дом, где происходили встречи содружества, она называла
«домом служительниц муз», домом света и радости. Известно также, что
сюда, на остров Лесбос, всегда стремились странники в поиске исцеления,
утешения и вдохновения.
Сафо родилась на острове Лесбос,
находящемся в Эгейском море вблизи побережья Малой Азии в начале VI века
до н. э. Нам очень мало известно о жизни этой женщины, чье имя, как и
название ее родного острова, стало символом любви женщин друг к другу.
Мы знаем, что она вышла замуж за преуспевающего купца по имени Серколас,
от которого родила дочь по имени Клеис; известно также, что она
участвовала в восстании против тирана Питтакия и была за это сослана на
остров Сицилия, где прожила некоторое время. Скорее всего большую часть
своей жизни она прожила на острове Лесбос.
Как принято считать, в VI веке до н. э. на Лесбосе женщины из родовитых
семейств организовывали неформальные сообщества, где сочиняли и
декламировали поэтические произведения. Сафо была лидером одного из
таких сообществ - своеобразного античного богемного салона - и являлась
кумиром восхищенных поклонниц; некоторые добирались сюда из дальних
стран для того, чтобы послушать ее. Она писала стихи на эолийском
диалекте, используя различные стихотворные ритмы, один из которых,
сафический, непосредственно назван ее именем. Лирика Сафо, простая и
страстная, скорее, более близка к народному эпосу, чем к литературе в
чистом виде. Ее темы - любовь и ненависть, нежное общение подруг,
девичья красота. Имена ее самых любимых подруг - Аттис, Анактория,
Гонгилия, Мнасадика - живут в веках.
Хотя до наших дней в полном виде не дошла ни одна из ее поэм, мы можем
наслаждаться их чудесными фрагментами, самый длинный из которых - это
всего двадцать восемь строф. Она пользовалась большим уважением среди
поэтов античного мира. Платон называл ее десятой музой; ее произведения
оказали большое влияние на таких поэтов Древнего Рима, как Катулл и
Овидий.
Хотя доказательства ее приверженности лесбийской любви практически
невозможно обнаружить в дошедших до нас фрагментах ее поэм, античные
авторы, которые могли составить гораздо более полное впечатление о ее
творчестве, давали такое описание ее образа, которое, по современным
представлениям, можно смело считать лесбиянским. Максим из Тира, к
примеру, сравнивал ее отношения с девушками с гомосексуальными
отношениями Сократа со своими учениками.
К IX веку нашей эры можно встретить лишь цитаты из Сафо, приводимые
другими авторами. Само же имя Сафо и дело, которому она служила, не
растворились во мраке столетий. Она была проклятием для гомофобов. Всего
лишь через поколение после ее смерти греческий поэт Анакреон писал, что
с острова Лесбос распространяется зло, которое надо изжить, -
ненормальные, как он считал, интимные отношения между женщинами. Из
истории XVIII века нам известно, что Мария Антуанетта обвинялась в том,
что она "возглавляла секту моральных уродов, которые называли себя
сафистками и хвастались тем, что подражают ей". С другой стороны, идеал
содружества женщин лесбийской ориентации, полный поэзии и страсти,
несмотря ни на что, существовал всегда. Одной из самых известных
литературных мистификаций XIX века была книга "Песни Билитии" - сборник
эротических поэм о лесбийской любви, написанных Пьером Луи, одно время
считавшихся переводом с древнегреческого произведений Сафо. "Эта
маленькая книга об античной любви, писал Луи, посвящается молодым
женщинам общества будущего". Эта работа, даже после того как стало
известно, что это литературная мистификация, была очень близко к сердцу
принята поколением женщин, которые только начали осознавать себя
лесбиянками. Со своей возлюбленной Рене Вивьен она отправилась на остров
Лесбос в надежде основать там школу поэзии, взяв за основу традицию
Сафо. В 50-е годы нашего века американские лесбиянки, подыскивая
название своей зарождающейся организации, назвали свое общество "Дочери
Билитии" в честь одной из самых известных последовательниц Сафо. В 1972
году вышла книга, которую можно назвать пионерской в движении за права
лесбиянок. Ее написали Сидни Эбботт и Бернис Лав, и называется она "Сафо
была настоящая женщина".
Можно утверждать, что Сафо стоит у истоков чрезвычайно длинной
родословной - ее присутствие на протяжении всех 2500 лет, вплоть до
наших дней, загадочным образом оказывало влияние на поэтические души.
Можно сказать, что с нее и началась история лесбийской любви. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
или
год2008 странаУкраина слоган «Любовь без границ» режиссер Роберт Кромби сценарий Роберт Кромби продюсер Андрей Новиков, Александр Швыдкой оператор Багир Рафиев композитор Маро Теодоракис художник Татьяна Новикова монтаж Игорь Литонинский
Молодая американская пара отправляется на остров Лесбос провести свой медовый месяц. Она — избалованная дочь миллионера, он- начинающий художник. Их ждет прохлада морской глубины, раскаленный песок и страсть, не знающая границ. Вкушая все прелести греческого острова, они не подозревают, что это путешествие станет для них роковым.
Знакомство с рыжеволосой Хеленой — открывает им новые грани чувственности. Судьбы героев переплетаются в нестандартный любовный треугольник, который обречен стать вторым рождением легенды о древнегреческой поэтессе Сафо воспевшей неординарную любовь.
В главных ролях: Авалон Барри Тодд Соли Людмила Ширяева Богдан Ступка Элиссаиос Влахос Вассилис Психоуепоулос Оксана Осипова Сергей Козенко Александр Леонтаритис Анатолий Семенов Роли дублировали: Наталья Киселева Андрей Саминин Инна Капинес Александр Завальский Олег Лепинец |