Adolphe Iosif Charlemagne/Celebrations of Tsarskoe Selo /Pavlovsk/Concert
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.
(Ф.Кони)
Кардовский. Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913.
Garrido_Eduardo_Leon/Preparing for the Ball
С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями
различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального
слоя). С этой целью устраивались балы.
(от
фр. bal, итал. ballo, нем. Ball — танцевать) — собрание многочисленного
общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев
или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и
классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.
Ватто Антуан/Радости бала
Alfred Stevens/Preparing for the Ball
Catala_Luis_Alvarez_Woman_Before
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском
дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385
г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской.
Рубаненко Валерий Владимирович/Бал в Екатериненском дворце
Одри Хэпберн и Джереми Бретт "Война и мир" (Бал Наташи Ростовой)
James_Tissot/A_Woman_of_Ambition
Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах
Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало
Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался
И лишь седые генералы
Не бросили беседы
Былым годам ведут разбор
В сраженьях и победах
Гусары треплют чубуки
Потягивая вина
И вызывают вздохи дам
Их белые лосины
Грохочет бал, сияет бал
Летают в косах ленты
Повсюду музыка звучит
И шепот комплиментов
Заставив девушек краснеть
Под взглядом откровенным
Столичный франт небрежным жестом
Потребовал мадеры
Воспоминанья старых дев
Под жалостные вздохи
Какие чудные балы
Давали в Петергофе
Не в меру выпивший майор
Рукой рубая воздух
Юнцам восторженным твердит
В каких он был походах
Безусый юнкер, чуть дыша
Со спутницей кружится
И бога молит про себя
Чтоб вечно бал продлился
Сей праздник память сохранит
Останется потомству
Приятно время провели
В забавах и знакомствах
Замолк оркестр, в окне рассвет
И слуги гасят свечи
Гостей развозят по домам
Красивые кареты
Довольны все и стар и млад
Вот будет разговоров
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро
(Владислав Старостин)
ПАРЕТ-И-АЛЬКАСАР, Луис (Paret y Alcazar, Luis)
Бал в Мулен де ла Галет/Огюст Ренуар, 1876
Жак Жозеф Тиссо/Бал на корабле,1874
К.Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала
Kinuko Y. Craft
Henry Hutt (1875-1950)
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском
обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то
они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято
открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт,
вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и
завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались,
приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне
на балы ездили с удовольствием.
Владимир Первунинский - Бал
Вильгельм Гауз. Императорский бал
М.Зичи Бал в концертнм зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873
Люис Стюарт. Бал.
Менцель Адольф. Бал в Новом дворце в 1829 году. Картина написана в 1854
М. Зичи Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865
Пьер Сорти де Рибера. Бал в парижской Опере
William Ettys Preparing Fance Dress Ball
Halle Charles Edward. Preparing For The Ball.
Балы были настолько важной частью
дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к
ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов,
пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин —
дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского
образования.
Vladimir Pervunensky. A Ball to the Sounds of Strauss
Бал имел свои правила, свою
последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической
эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль
музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда
заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев,
развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или
любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже
любительский спектакль
James_Tissot
Grun_Jules_The_Dinner_Party
Бал – это совершенно особенное событие
в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток
русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась
частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном
быту, ни служивый человек на государственной службе – он был
дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди
своих.» Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но
любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Vladimir Pervunensky. In the Vortex of the Waltz
Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ПРЕЛЕСТНЫЙ...
Я помню вальса звук прелестный.
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат...
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс!
(Олег Погудин)
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам
напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала
танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях,
непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое
дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию,
изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
История балов