Драматург и режиссер Бертольд Брехт
Афоризмы Брехта
Несчастна та страна, которая нуждается в героях.
Писатели учатся лишь тогда, когда они одновременно учат: они лучше всего
овладевают знаниями, когда одновременно сообщают их другим.
Самое главное — научить человека мыслить.
Самым важным из всех слов мне представляется последнее слово.
Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова — это не искусство.
Кроме убеждений, нужны знания, которые можно приобрести, и методы, которые можно освоить.
Легкомысленный человек, не знающий истины, изъясняется абстрактно, высокомерно и неточно.
Народ, использующий поэтов, — некоторых из них, — как свои рупоры,
требует, чтобы ему служили, но не требует, чтобы ему прислуживали.
Так же как политика является акцией против несовершенства планеты, ибо
только потому, что ничто на Земле не удовлетворяет, приходится
заниматься политикой, так и литература является акцией против
несовершенства человека.
У эпох без больших целей нет и большого искусства.
Фраза, обращенная к политикам: «Руки прочь от литературы!» — смешна, но
фраза, обращенная к литературе: «Руки прочь от политики!» — немыслима.
Слова имеют свою собственную душу.
Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то
не понимает искусства, — это скука... Искусство должно быть средством
воспитания, но цель его — удовольствие.
Бояться надо не смерти, а пустой жизни.
Живут не для того, чтобы испытывать эмоции, а живут и испытывают эмоции.
Искусство должно спешить туда, где скрыт какой-нибудь порок.
Я могу писать лишь для людей, которые меня интересуют; в этом смысле произведения то же, что письма.
Из биографии ББ:
Бертольт Брехт (Bertolt Brecht) (1898-1956), немецкий драматург и поэт.
Родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в
1917-1921 годах изучал философию и медицину в Мюнхенском университете.
...
Примерно в 1926 году стал свободным художником, изучал марксизм. В
следующем году вышла первая книга стихов Брехта, а также короткая версия
пьесы "Махагони", первая его работа в сотрудничестве с композитором К.
Вайлем. Их "Трехгрошовая опера" ("Die Dreigroschenoper") была с огромным
успехом показана 31 августа 1928 года в Берлине, а затем по всей
Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт
написал пять мюзиклов, известных как "учебные пьесы" ("Lehrstucke"), на
музыку Вайля, Хиндемита и Х. Эйслера.
28 февраля 1933 года, на следующий день после поджога рейхстага, Брехт
покинул Германию и поселился в Дании. В 1935 году он был лишен немецкого
гражданства. Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, в
1938-1941 годах создал четыре самые крупные свои пьесы - "Жизнь Галилея"
("Leben des Galilei"), "Мамаша Кураж и ее дети" ("Mutter Courage und
ihre Kinder"), "Добрый человек из Сезуана" ("Der gute Mensch von
Sezuan") и "Господин Пунтила и его слуга Матти" ("Herr Puntila und sein
Knecht Matti"). В 1940 году нацисты вторглись в Данию, и Брехт был
вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию; в 1941 году он через СССР
уехал в США, где написал "Кавказский меловой круг" ("Der kaukasische
Kreidekreis", 1941) и еще две пьесы, а также работал над английской
версией "Галилея".
....
Покинув Америку в ноябре 1947 года, писатель оказался в Цюрихе, где
создал свое главное теоретическое произведение "Малый органон" ("Kleines
Organon", 1947) и последнюю завершенную пьесу "Дни Коммуны" ("Die Tage
der Commune", 1948-1949). В октябре 1948 года он переехал в советский
сектор Берлина, и 11 января 1949 года там состоялась премьера "Мамаши
Кураж" в его постановке, с женой Еленой Вайгель в заглавной роли. Тогда
же они основали собственную труппу, "Берлинер Ансамбль", для которой
Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954
года коллектив получил статус государственного театра.
Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии
последних лет его жизни. В июне 1953 года, после беспорядков в Восточном
Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские
театры бойкотировали его пьесы. В 1954 году Брехт получил Ленинскую
премию.
Умер Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956 года.
Биография Бертольда Брехта (Bertolt Brecht)
В наши дни вышла книга
Оклянский Ю. "Гарем Бертольда Брехта"
Издательство: Коллекция «Совершенно секретно», 1997 год
Где ББ стал героем серии сенсационно-скандальных статей
разоблачительного характера, а также судебного процесса, завершившегося
недавно в Париже.
Его сжигали две страсти – театр и женщины. Вокруг него всегда было
множество дам – самых разных по характеру, эмоциональному складу и
внешнему облику. Даже в зрелом возрасте он пользовался успехом у молодых
представительниц прекрасного пола. Чем же привлекал женщин этот
человек, отнюдь не красавец, худощавый астеник с длинным носом, тонкими
губами и глубоко посаженными глазами за стёклами простецких очков?
Сайты о ББ
http://persona.rin.ru/view/f/0/3350...-bertold-brecht
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=110812
Он один из самых популярных немецких драматургов, поэт, теоретик искусства, режиссер.
Искатель правды на рынках лжи. Нетерпеливый поэт третьего тысячелетия. Брехт актуален и сегодня — умением видеть мир во всей его сложности и противоречивости, своим обостренным чувством социальной справедливости, которую он называл хлебом народа, и стремлением сделать человека добрее, а среду его обитания светлее, приветливее.