Документальный сериал студии "Крылья России" об истории развития отечественной авиационной техники. Содержит уникальные киноматериалы. Сериал рассказывает о создании и развитии в СССР и России истребителей, бомбардировщиков, вертолётов, самолётов-разведчиков, гидросамолётов и гражданской авиации, а так же спортивной и учебной авиации.
Крылья России. Истребители. Первые победы. Фильм 1 Современный истребитель - сплав красоты, мощи, скорости и манёвренности. Полёт этой машины вызывает восхищение зрителей на любом авиашоу и заставляет задуматься потенциального противника. У истребителя сложная задача – он обязан одержать победу в воздушном бою. Причём не только над истребителем противника, но и над летательным аппаратом любого другого назначения. В настоящее время авторитет Российской школы проектирования самолётов данного класса признан во всём мире. Но так было не всегда. Наш рассказ - об истории отечественного истребителя охватывает период от Первой Мировой войны до начала 30-х годов ХХ века.
Крылья России. Истребители. Грозовые годы. Фильм 2 Весной 1943 года в небе над Кубанью развернулось одно из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны. Для ликвидации угрозы с тыла немцы предприняли массированные авианалёты. В них участвовало более 500 самолётов. Но и советская авиация сосредоточила здесь до 900 машин. Противостояние длилось свыше двух месяцев. Борьба за господство в воздухе была жестокой. И в ней главную роль сыграли советские истребители нового поколения.
Крылья России. Истребители. Реактивная эра. Фильм 3 Истребитель в силу своего назначения должен иметь преимущество над летательными аппаратами любого класса. Одной из важнейших составляющих успеха является скорость. За годы Второй Мировой войны максимальная скорость поршневых истребителей значительно возросла. Но воздушный винт уже не мог обеспечить скорость выше определенного предела. Выход из тупика виделся в создании принципиально нового типа двигателя – реактивного. В фильме рассказывается о самолётах: БИ-1, Як-15, МиГ-9, Ла-150, Су-9 (1946 г.), Cу-11 (1947 г.), Як-23, МиГ-15, МиГ-17, Ла-176, Су-17 (1949 г.), И-350, МиГ-19, Ла-160, Ла-15, Як-25 (1947 г.), И-320, Ла-200, Як-25, Е-2, Е-4, МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11, Як-28П, Ла-250, Ту-128.
Крылья России. Истребители. Борьба за превосходство. Фильм 4 Каждые два года в подмосковном Жуковском проводится авиашоу. Зрелище собирает сотни тысяч зрителей. И звёздами непременно становятся истребители. Возможности самолётов начала XXI века поражают воображение. Многотонные машины выполняют замысловатые пируэты в небе, опровергая классические законы аэродинамики. И при этом вселяют уверенность – воздушный поединок у соперника будет выигран обязательно! В фильме рассказывается о самолётах: МиГ-21БИС, МиГ-23, Су-15, МиГ-25П, МиГ-31, МиГ-29, Су-27, Су-30МК, МиГ-35, Су-35, Су-47 «Беркут», МФИ (1.44).
Крылья России. Бомбардировщики. Крылатая армада. Фильм 5 Грандиозные воздушные парады 30-х годов. В небе пролетают различные типы боевых самолётов. От парада к параду всё масштабнее демонстрация, всё крупнее бомбардировщики. С такой силищей можно одолеть любого врага! Упоение мощью вполне отвечало амбициям молодого советского государства. Авиационные парады становились показателем величия и могущества державы. Не заставившая себя ждать Вторая Мировая война проверила эту мощь на прочность. В фильме рассказывается о самолётах: «Русский витязь», «Илья Муромец», «КОМТА», ЮГ-1, «Голиаф», ТБ-1, ТБ-3, ТБ-4, К-7, АНТ-25, ДБ-2, ДБ-А, ЦКБ-26, ДБ-3, Ил-4, ДБ-4, Ер-2, Пе-8, Ли-2, В-25
Крылья России. Бомбардировщики. Холодная война. Фильм 6 В октябре 1962 года разразился Карибский кризис. В ответ на размещение советских ракет на Кубе Соединенные Штаты ввели блокаду острова Свободы. Напряжение в противостоянии атомных держав нарастало. Советские стратегические бомбардировщики перебросили к границам страны – поближе к целям в Европе и Америке. Степень готовности была наивысшей. В те дни у всех причастных к этим событиям было нечеловеческое напряжение. Даже неполное знание о возможностях ядерного оружия рисовало жуткую картину последствий его применения. Мир стоял на пороге Третьей Мировой войны… В фильме рассказывается о самолётах: Ту-4, Ту-80, Ту-85, Ту-82, Ил-46, Ту-16, М-4, ЗМ, Ту-95, М-50, Ту-22, Ту-22М, Ту-160, Т-4.
Крылья России. Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Над полем боя. Фильм 7 В 1943 году советская авиация добилась полного господства в воздухе.Самолёты Ил-2 волна за волной практически беспрепятственно наносили удары по обороне слабеющего противника. Эти штурмовики получили такую известность, такое доверие, что стали символом Великой Отечественной войны. Грубый и мощный – вот два слова, которые в полной мере характеризуют Ил-2. Советские солдаты ликовали, когда он вдруг появлялся в небе и стремительно пикировал на врага.Ил-2 по праву был признан лучшим штурмовиком Второй Мировой войны. В фильме рассказывается о самолётах: Р-5, Р-Z, Валти V-11, Су-2, Ил-2, Ил-8, Ил-10, Ил-16, Ил-20, Ил-40, «Пегас», Су-6, Су-8, СБ, Ар-2, ВИТ, СПБ, ББ-22, Пе-2, Ту-2, «Бостон», Ил-22, Ту-12, Ил-28, МиГ-15, МиГ-17.
Крылья России. Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Реактивный удар. Фильм 8 Этот самолёт впервые показали в 1992 году, а потом не раз демонстрировали на различных авиасалонах. Арсенал вооружений впечатлял. Высокоточные управляемые ракеты и бомбы, способные поражать любые цели – в воздухе, на земле, на море. Это не просто самолёт, это – целый боевой комплекс. Функции истребителя, разведчика, бомбардировщика, штурмовика – всё заложено в ударном самолёте Су-34. Но путь от неповоротливых штурмовиков середины двадцатого века до этого чудо-оружия двадцать первого века был очень не прост. В фильме рассказывается о самолётах: МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, Ил-54, Ту-98, Як-28, Су-7Б, Су-17, МиГ-27, Су-24, Су-25, Ил-102, Су-24, Су-34, Су-39.
Крылья России. Гражданские самолёты. Воздушные извозчики. Фильм 9 Март 1956 года. Великобритания готовится к визиту Никиты Хрущёва – лидера страны, до сих пор практически закрытой для Запада. И вот в преддверие этого события в Лондоне приземляется Ту-104 – реактивный лайнер русских. А через три дня туда прилетают ещё два таких же красавца. Сенсация! Английская «Комета» не летает. Реактивные первенцы американцев только строятся… А тут сразу три русских самолёта! Сама королева признавалась, что, заслышав необычный гул турбин, всякий раз выходила на балкон, чтобы увидеть это русское чудо… А начиналось всё за полвека до описываемых событий. В фильме рассказывается о самолётах: Фоккер F-3, Юнкерс F-13, АНТ-2, АК-1, ПМ-1, АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20, ХАИ-1, Сталь-7, АНТ-35, Сталь-2, Сталь-3, По-2, ПР-5, К-1, К-2, К-3, К-4, К-5, ЛК-1, АИР-5, АИР-6, Ли-2, Як-16, Ан-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18 (1946 год), Ту-70, Ту-104.
Крылья России. Гражданские самолёты. Крылья над континентами. Фильм 10 Конец декабря 1968 года выдался ненастным. Над испытательным аэродромом в Жуковском стояла низкая облачность. А из министерства названивали: «Обеспечьте первый вылет самолёта до Нового года!» Поторапливали не случайно. Дебютировать предстояло сверхзвуковому пассажирскому лайнеру Ту-144… В это же время к первому полёту готовился англо-французский «Конкорд». Важно было опередить конкурентов - на карте стоял престиж советской страны. 31 декабря, в последний день года, Ту-144 взлетел… Этот самолёт и вошёл в историю как первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер. Гражданскую авиацию ожидал переход на качественно новый уровень… В фильме рассказывается о самолётах: Ту-104, Ту-110, Ан-10, Ил-18, Ту-114, Ту-116, Ан-24, Ту-124, Ту-134, Ил-62, Як-40, Ан-14, Бе-30/32, Л-410, Ан-28, Ту-154, Ту-144, Ил-86, Як-42, Ил-96, Ту-204, Ил-114, Ту-334, Ан-140, Ан-148, «Сухой Суперджет-100».
Крылья России. Экранопланы. На грани двух стихий. Фильм 11 Человек создал немало машин. Давно перестал казаться чудом самолёт, освоивший стихию воздуха. Значительно раньше корабли покорили стихию воды. А неугомонный человеческий разум всё не знал покоя. И вот появляется аппарат, взлетающий с воды, чуть поднимающийся, но не уходящий от поверхности. Что это? Умеющий плавать самолёт? Или умеющий летать корабль? Что это за чудо технической мысли, существующее на грани двух стихий? В фильме рассказывается о самолётах: СМ-1, СМ-2, Бе-1, ВВА-14, «Скат», «Кальмар», «Омар», «Джейран», «Зубр», КМ («Каспийский монстр»), СМ-5, СМ-8, СМ-6, «Орленок», «Лунь», «Волга-2», «Стриж», «Иволга», «Акваглайд».
Крылья России. Гидросамолёты. Стальные альбатросы. Фильм 12 Каждое лето информационные агентства сообщают о бушующих в той или иной стране пожарах. Огонь наносит колоссальные убытки. На помощь приходит пожарная авиация. Буквально скользя по воде, гидросамолёт за считанные секунды заполняет баки. И вот тонны воды снова готовы к сбросу на очаг пожара… Сегодня гидросамолёты применяются, главным образом, при чрезвычайных ситуациях. Но за свою историю они и воевали, и возили пассажиров, и спасали людей. В фильме рассказывается о самолётах: С-5, С-10, М-5, М-9, Ю-20, ЮГ-1, Ю-13, «Валь», Савойя-16, Савойя-62, Савойя-55, МР-1, МУ-1, МБР-2, Ш-2, СПЛ, ПСН, АНТ-8, АНТ-22, АНТ-27, АНТ-44, КР-1, КОР-1, КОР-2, Мартин-156, Сикорский S-43, Дуглас ДФ, ГСТ, Че-2, Бе-6, Бе-8, Р-1, Бе-10, Бе-12, А-40, Бе-200, Бе-103.
Крылья России. Вертолёты. Воздушные вездеходы. Фильм 13 Упоминания о прообразах вертолёта дошли до нас из глубины веков. В 4-м веке его предлагал китайский ученый Го Хун, в 15-м – великий Леонардо да Винчи. Многогранный гений Михаила Ломоносова также не обошел эту тему. В 1754 году им была построена «аэродромическая машина» – фактически самый настоящий малоразмерный вертолёт. Машина, конечно, не поднялась в воздух, но опыты позволили сделать выводы, определившие последующее развитие вертолётостроения… В фильме подробно рассказывается о вертолётах: КАСКР, А-7, ЦАГИ-1-ЭА, ЦАГИ-5-ЭА, ЦАГИ-11-ЭА, «Омега» / «Омега-2», Г-3, Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, «Ш», Як-100, Ми-1, Ка-8, Ка-10, Ми-4, Як-24, Ка-15, Ка-18.
Крылья России. Вертолёты. Солдаты и труженики. Фильм 14 26 апреля 1986 года. На 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС раздались два взрыва. На атомном объекте произошла катастрофа. Учёные предложили наглухо закрыть реактор сверху защитным слоем песка. Но подступиться к аварийному блоку, кроме как с воздуха, было неоткуда. И выполнить задание могли только вертолёты. Температура достигала 200 градусов. Радиационное излучение превышало все нормы в тысячи раз. В таких трагических обстоятельствах винтокрылые машины и управлявшие ими люди показали, на что они способны. В фильме подробно рассказывается о вертолётах: Ми-6, Ка-22, Ми-10, Ка-25, Ми-8, В-12, Ми-26, Ми-2, Ка-26, Ка-27/32, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ка-29, Ми-34, Ка-226, Ми-28, Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ми-38, «Ансат».
Крылья России. Учебные и спортивные самолёты. Дорога в небо. Фильм 15 Маленький лёгкий самолёт. Кажется, тема для рассказа неблагодарная, недостойная. О чём говорить? Нет мощи бомбардировщика. Нет стремительных черт и скорости истребителя. Нет солидности авиалайнера. Вот только путь ко всем этим настоящим машинам для всякого лётчика всегда начинался с маленькой летающей парты. И спроси любого пилота – каждый с трепетным благоговением вспоминает свою первую машину: устойчивую, послушную, прощающую даже грубые ошибки…Кажущаяся простота создания такого аппаратика обманчива. За более чем столетнюю историю авиации претендентов на решение этой задачи было тысячи. А легендарными машинами стали единицы. В фильме рассказывается о самолётах: Кудашев-1, П-6БИС, У-1, По-2, АИР-1, АИР-2, АИР-3, БИЧ-7, ЛК-1, АИР-7, УТ-1, УТ-2, Г-10, Г-23, САМ-5БИС, КАИ-1, Як-11, УТ-2Л, Як-18, Як-52, Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС, Як-50, Як-55, «Квант», Авиатика-900, Су-26, Су-29, Су-31, Як-54, Як-13, Як-10, Як-12, Як-18Т, Ил-103, «Гжель», Як-30/32, Л-29, Л-39, МиГ-АТ, Як-130.
Крылья России. Морская авиация. На службе флота. Фильм 16 Флотские учения 70-х годов. Сотни кораблей, тысячи летательных аппаратов морской авиации. Место действия – моря и океаны. Амфибии проводят разведку. Противолодочные самолёты и вертолёты несут на борту оборудование для поиска и уничтожения субмарин. Ракетоносцы работают с берега. Они способны уничтожить авианосец потенциального противника… А вскоре на вооружение будут приняты и палубные самолёты. В фильме подробно рассказывается о самолётах: Ил-2, Ил-4, «Киттихоук», «Аэрокобра», «Каталина», «Бостон», Ту-2, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Ил-28, Ту-14, Ту-91, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Бе-12, Ил-38, Ту-95РЦ, Ту-142, Ту-22М, Як-36, Як-38, Як-141, МиГ-29К, Су-33, Су-27УТГ, Су-25УТГ.
Крылья России. Военно-транспортные самолёты. Крылатые тяжеловесы. Фильм 17 Утро 25 декабря 1979 года. На аэродромах средней Азии собрано около 300 военно-транспортных самолётов. В грузовых кабинах – боевая техника и десант. Поступает сигнал, и самолёты – группа за группой – натужно ревя двигателями и поднимая облака пыли, идут на взлёт. То, что творится, напоминает великое переселение народов. Так выглядела картина ввода советских войск в Афганистан. За эти первые дни было перевезено почти 8 тысяч человек, около 900 единиц техники и более тысячи тонн грузов. Всё это составило лишь 2 процента от того колоссального объёма перевозок, которые выполнила в этой войне советская военно-транспортная авиация. В фильме подробно рассказывается о самолётах:ТБ-1, ТБ-3, Ли-2, У-2, Р-5, Як-6, Ще-2, С-47, Ил-12Д, Ц-25, Як-14, Ту-4Д, Ту-75, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ту-107, Ан-22 «Антей», Ан-24Т, Ан-26, Ан-32, Ан-72/74, Ил-76, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия», Ан-70.
Крылья России. Разведчики. Следящие с небес. Фильм 18 Любопытство – естественная черта человека. Воздушные шары, а потом и аэропланы сильно расширили возможности это самое любопытство удовлетворить. Очень скоро на смену беззаботному любопытству пришёл вполне меркантильный интерес. Действительно, на войне с высоты птичьего полёта открывался вид, дававший полную картину позиций, а иногда и намерений противника… В фильме подробно рассказывается о самолётах: Р-1, Р-3, Р-5, Р-Z, Р-6, Р-10, МБР-2, Ту-2Р, Су-12, МиГ-15БИС, Ил-28Р, Як-25Р, Як-27Р, Ту-16Р, НМ-1, Як-25РВ, Як-28Р, МиГ-21Р, Ту-22Р, Ту-95РЦ, Ла-17Р, Ту-123 «Ястреб», МиГ-25Р, Ил-20, Ан-30, Су-17М3Р, Су-24МР, Ту-126, А-50, Ту-143 «Рейс», Ту-141 «Стриж», Як-60 «Пчела», М-55 «Геофизика».
|