Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.
С. обыкновенно рисуются черной краской на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних Существовали в Китае (так наз. китайские тени) и, вероятно, оттуда проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII ст.сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, унии и волосы.
Самое название родилось во Франции; оно происходит от Этьена Силуэтта (1709-1767),бывшего в 1759 г. государственным министром. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, он, своими мерами относительно последней, возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое,между прочим и нового рода портреты (portraits u la Silhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не менее, любители С. и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах. В Петербурге, в девяностых годах ХVIII столетия,славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. С. его работы, то рисованные пером и китайской тушью, то гравированные на меди, по большей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах.
Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г.Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках("Двор Императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные", СПб.1899). Соперником Сидо явился некий полковник Фр. Антинг, а подражателями - очень многие, так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Но через несколько лет интерес к нему исчез как у нас, так и повсюду:вырезывание С. обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле.
Заброшенное таким образом рисование С. было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А.Коневкой , изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде С. не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его С. этого рода,появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни. А. С-в Сильвестр - священник московского Благовещенского собора,политический и литературный деятель XVI в.
Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541г., когда он, будто бы, ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг. : он или был вызван из Новгорода митр. Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление С. в Москве кн. Курбский: увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием С. еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив С. являющимся перед Иоанном в момент московского пожара 1547 г. "с подъятым, угрожающим перстом" и с пламенной обличительной речью. В этой речи С., по словам Курбского,указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки-бы явления от Бога", при чем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные або так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". .......
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
|
Форма и силуэт – две основные характеристики моды тесно связанные между собой. Изменяясь во времени, они обеспечивают движение (изменение) моды. Пытаясь проникнуть в особенности новой формы, мы определяем, прежде всего, её силуэт.
Силуэтом в костюме принято называть плоскостное изображение объёмной формы. Используя такое понятие силуэта, специалисты имеют в виду не абсолютно точную тень этой формы на плоскости, а её условное схематизированное изображение.
Силуэты в одежде классифицируются:
по степени прилегания изделия к фигуре (полуприлегающий, приталенный, прилегающий, прямой, свободный, расширенный),
по виду геометрической формы, которой он может характеризоваться или к которой приближается (прямоугольный, трапециевидный, овальный, в виде двух треугольников с усечёнными вершинами – Х- образный).
Очень часто при характеристике силуэта используют различные символьные, знаковые обозначения силуэта, акцентирующие главное в форме изделий. Так появляются силуэты А, Д, Х, Т, S, V – образные.
Основные силуэты определяются по принципу отношения к фигуре (повторение её форм, приближение и контраст):
приталенный (с разным объёмом верхней и нижней частей изделия),
прилегающий (с разной степенью приталивания),
полуприлегающий,
прямой (с большей или меньшей свободой прилегания),
расширенный ( трапеция, А – силуэт).
Приталенный силуэт. Изделия этого силуэта характеризуются плотным прилеганием по талии. При этом объём верхней части изделия может быть различным – от плотно облегающего, повторяющего формы тела, до очень свободного.
В отличие от полуприлегающего силуэта, где положение линии талии относительно не определённо, в этом случае талия всегда обозначена достаточно точно. Положение линии талии имеет незначительные колебания (1,5 -3,0см вверх или вниз).
Прилегающий силуэт характеризуется максимальным прилеганием изделия в области груди, талии и бёдер. Линия талии в этом случае может подчёркиваться вытачками или поясом. Прилегание становой части изделия достигается рельефными швами, либо нагрудными и талиевыми вытачками.
Полуприлегающий силуэт занимает промежуточное положение между малообъёмным прямым и приталенным силуэтами. Он характеризуется более мягким прилеганием по линии груди, чем в приталенном варианте, неплотным прилеганием в области талии и бёдер, спокойным расширением книзу, иногда едва заметным. Линия талии на изделии не всегда соответствует её положению на фигуре – она может быть расположена выше или ниже её естественного положения. В целом полуприлегающий силуэт повторяет очертания фигуры, но полностью не выявляет её.
Прямой силуэт характеризуется прямоугольной геометрической формой и предлагается в нескольких вариантах:
узкий прямоугольник (что характерно для изделий со спрямлённой линией плеча),
расширенный прямоугольник,
квадрат с усечёнными верхними углами (изделия этого силуэта объёмные в области плечевого и грудного пояса, имеют округлую, удлинённую линию плеча).
Расширенный силуэт напоминает форму трапеции. В разные периоды времени такой вид силуэта может быть представлен различной степенью объёмности - от умеренной – до достаточно объёмных форм. Изделия такого силуэта могут быть свободными по всей длине либо фиксированными поясом по талии. Современное решение трапециевидного силуэта – умеренная линия плеч и небольшое расширение к низу.
Следует отметить, что отдельные характеристики одежды – форма плеч, их высота, длина плечевых швов, покрой рукавов, высота линии талии и бёдер, длина изделия определяются силуэтом, его пропорциями и отражают важнейшие особенности формы изделия.
Форма изделия становится целесообразной и выразительной при эстетически грамотном её решении: четкости силуэта, точности пропорций частей костюма, соответствии цветового решения изделия его назначению.
источник |
|