Официально считается, что декольте появилось в XIV веке во Франции. Однако справедливости ради стоит отметить, что особенность фасона женской одежды, которую с полным правом можно так назвать, существовала задолго до нашей эры: модницы Древнего Египта и Крита демонстрировали просто сногсшибательные декольте.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Родиной декольте считают средневековую Францию — в первую очередь потому, что именно там нашлось название (от слова Décolleté, что означает «с отсеченной шеей») для вырезов, появившихся на женских платьях. Дело в том, что прекрасные француженки, следуя моде, стали слишком тесно утягивать талию — настолько, что начинали задыхаться. И дамам дали возможность дышать, освободив грудь и шею. Мода XII-XIII веков на струящиеся, драпирующие тело одежды (принесенная, кстати, в Европу с Востока), в XIV веке сменилась модой на тесные сверху платья на шнуровке, открывающие грудь и шею и подчеркивающие прелести женской фигуры. Подобные модные тенденции вызвала жизненная ситуация в целом, сложившаяся к этому времени. Неурожаи и Великий голод 1315-17 годов усугубились начавшейся в 1337 году Столетней войной, а в 1347-51 годах пол-Европы выкосила чума. Изрядно подуставшие от всех этих ужасов люди стали проявлять стойкое стремление к отчаянному гедонизму под девизом: «Ешь, пей, веселись, люби — завтра тебя ждет смерть». Общие настроения сказались и на дамских нарядах, ставших, как уже было отмечено, более женственными и соблазнительными. Разумеется, церковники метали громы и молнии в бесстыдниц, осмелившихся расхаживать с голой шеей, да еще выпятив грудь, но на этот раз авторитет церкви (изрядно подпорченный поведением ее служителей во время эпидемии чумы) оказался куда менее силен, чем естественное человеческое желание хоть как-то радоваться жизни. Что самое интересное, новое, как это нередко бывает, оказалось хорошо забытым старым: мода на декольте уже существовала в Европе на заре Средневековья — в тевтонской женской одежде она была вплоть до V века, причем заимствовали ее тевтонки у матрон Римской империи, как раз и рухнувшей к V веку.
ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Но еще ранее древних римлянок, за две-три тысячи лет до нашей эры, представительницы прекрасного пола древнеегипетской и крито-микенской цивилизаций демонстрировали куда большую смелость в верхней части своих нарядов: их декольте полностью обнажало грудь. И если у калазирисов (вид узкого сарафана на бретельках) египтянок декольте заканчивалось под грудью, то обтягивающие кофточки критянок спереди были открыты до талии. Это при том, что одежда представительниц крито-микенской культуры отличалась сложным кроем и всевозможными портновскими изысками: так, юбки, длинною до пят, колыхались вокруг ног многочисленными оборками. На контрасте с длинными обтягивающими калазирисами и пышными юбками щедрое декольте египтянок и критянок смотрится еще соблазнительнее. Но в те времена это было нормой. Никто не усматривал в обнаженной груди ничего неприличного, напротив, подчеркивание женских достоинств выражало взгляды людей на природу женственности — созидательную и прекрасную.
Куда трудней в этом смысле пришлось фаворитке французского короля Карла VII Агнессе Сорель. Она рискнула обнажить грудь (правда, только одну) в XV веке, когда взгляд на женственность был не столь благожелательным, как в древнем мире: церковь почитала женщину сосудом греха и порождением ехидны. Когда же вслед за королевской фавориткой дамы подхватили нововведение, служители церкви лишь укрепились в подобном мнении об истинной сути дочерей Евы. Просто удивительно, как прекрасной Агнессе сошло с рук введение в моду столь смелого декольте, как ее не отлучили от церкви! Впрочем, возлюбленная короля (чрезвычайно положительно влиявшая на взбалмошного и подозрительного Карла) скоропостижно скончалась в 25-летнем возрасте — ходили упорные слухи, что красавицу отравили недоброжелатели.
После смерти Агнессы мода на смелое ассиметричное декольте сразу же завяла. Но средневековые женщины, отвоевавшие право на обнаженную шею и квадратный вырез, окончательно позиций не сдали, как ни ярились священнослужители.
ДО ЧЕГО ДОВЕЛ ПРОГРЕСС
Только в набожной и строгой католической Испании церкви удалось-таки одержать верх над дамами — там квадратный вырез на платья открывал взору не обнаженную кожу, а батист и шифон исподнего, венчалась сия конструкция круглым плоеным кружевным воротником, получившим многозначительное название «мельничный жернов». В остальной Европе вовсю шла подготовка к Ренессансу и ни о каких «мельничных жерновах» дамы слушать не хотели. Правда, некоторые ухищрения, дабы очень-то не ярить церковников, предпринимались: все тот же шифон на груди и кружевной воротник, но это было лишь выгодным обрамлением для декольте. Так, хитрая Екатерина Медичи, славившаяся виртуозностью в своих манипуляциях, дабы сохранить имидж королевы богобоязненной, воротничок с шифоном носила, но на груди придумала оставлять треугольный вырез-окошко. Не придерешься: вроде, шея и плечи не голые, ан пикантная-то деталь имеется!
Со временем кружевные стоячие воротники увеличивались пропорционально углублению декольте (еще более выгодно его выделяя). В эпоху барокко, когда идеалом стало все утонченное и искусственное (в противовес естественной, природной «дикости»), высшим выразителем стиля стал Людовик XIV, Король-солнце. Дамы (в особенности многочисленные фаворитки Людовика) в эту эпоху уже смело обнажали не только шею и верхнюю часть груди, но и плечи — и ничего им за это не было. Даже перевод названия стиля барокко — «порочный» — говорит о свободе нравов, царившей в то время.
В XIX веке, когда и в искусстве, и в моде царил классицизм, а в обществе — пуританские взгляды, декольте стали куда скромнее. Эти тенденции продолжились и в начале XX века, вплоть до 30-х годов, причем декольте стало особенностью исключительно вечерних нарядов. А с отказом от корсетов в пользу бюстгальтеров декольте поползло вниз, но с другой стороны — стала обнажаться спина. Во второй половине XX века модельеры позволяли себе дерзко шалить: когда женщина в наглухо закрытом до горла длинном вечернем платье поворачивалась тылом, мужчины шумно выдыхали — вырез на спине длился практически до попы.
В наше эклектичное время, когда все кажется условностями, когда мы пережили нашествие моды на микроскопическое мини (чуть ли не выше «ватерлинии»), когда представители сильного пола позволяют себе в жаркий летний день фланировать по городу полуголыми — в одних бермудах, с обнаженными (отнюдь не аполлоновскими) торсами и в шлепанцах, излишне глубоким вырезом на платье уже никого не взволнуешь…
Георгий Тихонов
«Оракул» №4 (апрель) 2013
|