Шанель и Диор: Самое глобальное противоречие в истории моды. Часть 1
Сегодня же Французская республика считается одним из крупнейших центров шопинга и престижных показов. А стили парижанок становятся образцами подражания для многих леди нашего времени.
Но когда заходит речь о зародившихся во Франции модных течениях – в сознании многих модниц возникают, вероятно, исключительно роскошные, гламурные и совершенные женские образы. И далеко не все вспоминают об основном противоречии послевоенного периода. Противоречии, которое прямо коснулось принципов формирования женского стиля и косвенно было связано с существующей идеологией.
Маятник доминирования идей основных творцов fashion-революции
Самыми выдающимися фигурами в истории французской и, возможно, мировой моды стали в свое время известная создательница практичных женских атрибутов Шанель Габриель Бонёр (более известная как Коко Шанель) и приверженец исключительной женственности Кристиан Диор. Их коллекции прямо противоречили друг другу. И, тем не менее, все они имели и имеют ряд поклонниц на территории республики особого стиля.
Что же способствовало возникновению во Франции уникального контраста разнородных идей и решений? И кто из двух основателей неповторимых в своем роде Домов мод имеет сейчас большее количество последователей?
Появление стиля Шанель и лояльное отношение к нему француженок было связано (что в целом свойственно моде) с историческими перипетиями начала XXI века. В период изменения общественной идеологии ценящая неброскую элегантность и практичность Габриель Бонёр предложила женщинам нечто абсолютно новое – возможность превратить простые и незаурядные предметы гардероба в элементы эксклюзивного стиля. И оставаться прекрасными в любом возрасте, освободившись, прежде всего, от неудобных стягивающих корсетов, пышных юбок и излишеств, и оставив для создания новых образов только то, что позволяет чувствовать себя комфортно в любых обстоятельствах.
На вооружение создательница нового течения взяла, в частности, те атрибуты, которые в былые времена считались исключительно мужскими (брюки, рубашки, смокинги). И обрести «в ее руках» благодаря оригинальному дизайнерскому подходу новую для себя роль.
Руководствовалась Шанель в первую очередь личным взглядом на идеальный стиль для типичных представительниц эпохи модернизма. То есть женщин, живущих в оживленном ритме и готовых к серьезным достижениям.
После окончания Первой мировой войны, когда модницы не могли, как ранее, позволить себе обилие экзотических аксессуаров и бальные платья, ее универсальные блузы с рубашечным фасоном и прямые юбки средней длины обрели статус трендовых. Наряду с этим, на родине модистки закономерно стала распространяться введенная ею мода на женские брюки, сумки через плечо, свитера из джерси и двухцветные туфли. И на дополнительные элементы стиля уверенной леди – особые духи Chanel No. 5 – усовершенствованный ею парфюм Эрнеста Бо и ее эксклюзивные украшения со стразами и декоративными камнями.
Популярность самого известного изобретения Коко – маленького черного платья (появление которого было связано с трагическим событием в жизни Габриель) – объяснялась тогда требованиями времени. Универсальный атрибут, который прекрасно подходит и для офиса, и для вечеринок, для обладательниц разных типов внешности и сочетается с любыми украшениями, стал довольно востребованным в послевоенные и революционные годы.
В частности, и благодаря тому, что для его пошива требовалось небольшое количество ткани. Ведь текстильная (как и многие другие отрасли промышленности) была в то время в стране далеко не в самом лучшем состоянии.
Однако, несмотря на повышенный интерес к инновациям Габриель Бонёр в первой половине прошлого столетия, после окончания Второй мировой войны в обществе закрепилось негативное представление о создательнице новой моды. Репутация Коко Шанель, согласно документальным источникам послевоенного периода, была испорчена из-за ее связей и близких отношений с немецким дипломатом. А интерес к ее шедеврам в кругах вражески настроенных к ней французов закономерно стал падать.
Примерно в это же время (в 1947 году), на французской fashion-арене выделился создатель абсолютно новой концепции – New Look – Кристиан Диор. Названия и сюжеты его известных коллекций («Цветок», «Тюльпан», «Вертикаль», «Венчик») ассоциировались с природной женской нежностью и романтичностью.
Сделав ставку на ультраженственные атрибуты (корсеты, подчеркивающие талию пояса, перчатки, юбки до щиколотки), Диор угадал, по мнению модных аналитиков, основные желания послевоенной Франции. Уставшие от ограничений парижанки быстро переключились с простых нарядов от Шанель на его изысканные творения (хотя до этого его стиль одежды воспринимался общественностью достаточно критично). И, по словам самого основателя новой империи гламура, в его нарядах они стали ощущать прилив счастья и желание улыбаться, что было наивысшей наградой для гения.
Но среди французских модниц он запомнился не только как человек, возродивший во французских образах женственность благодаря известным ранее и дизайнерски усовершенствованным бальным нарядам. Его знали и как разработчика новой линии ювелирных украшений, и как создателя особой косметики и парфюмерии, подчеркивающих индивидуальность своих обладательниц.
Однако с 1954 мир французской моды вновь оказался под влиянием революционных идей известной Коко. Идей, которые, по ее собственным словам, всегда были «вне моды» и навеки останутся основополагающими при формировании стиля любой уверенной деловой женщины.
Правда, французская пресса была шокирована, когда, с триумфом вернувшись на модный олимп, Шанель Габриель Бонёр представила публике только известные ранее модели вещей. Но таким образом Коко подчеркнула свою основную концепцию – следование вечной и нестареющей классической элегантности и избегание оригинальности. Вдобавок к этому, во время своего второго подъема она презентовала француженкам новый атрибут стиля (сравнившийся по популярности с черным платьем и послуживший равнозначным ответом на шедевры Диора) – деловой костюм из твида.
Несмотря на то, что критики не оценили смелые шаги женщины-модельера, многие представительницы нового поколения французских модниц отдали предпочтение именно ее нарядам. А Дом моды Шанель стал самым крупным среди подобных организаций в мировой fashion-индустрии.
Сравнение влияния крупных модных магнатов
Наиболее значимой ступенью творческого расцвета Коко Шанель (которая сама по себе свидетельствует о мировой славе дизайнера) было ее сотрудничество с голливудскими студиями. В частности, известно, что в 50-60-х годах XX века она разрабатывала модели нарядов для таких известных личностей как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. Диор же, находясь на пике славы, создавал сценические туалеты для таких знаменитых клиенток, как Марлен Дитрих, Марго Фонтейн, Эдит Пиаф и упомянутой Лиз Тейлор.
В мире же в то время постепенно обретали популярность стили обоих творцов. Так, достоверно известно, что в 50-е годы Европа восхищалась универсальными шедеврами Коко, и многие жительницы отдаленных от республики моды стран гордились наличием в своих гардеробах изделий королевы модной империи. Однако Диор получил Оскар Высокой моды в Америке (вопреки тому, что ранее американки ответили на его инновации протестом в знак защиты коротких юбок). И завоевал своим «Новым Взглядом» на моду Старый и Новый Свет.
_____________________________
Источник MyCharm.ru
|