Дэвиду Сайднеру было 17 лет, когда он покинул Лос-Анджелес и отправился в Париж, чтобы работать фотографом. Свою первую обложку журнала он снял в 19 лет, а первую персональную выставку провёл в 21 год. Эксклюзивный двухлетний контракт с домом Yves Saint Laurent подписал в 22 года. В течение следующих двух десятилетий Сайднер с одинаковым успехом создавал коммерческие и художественные фотографии, пока не умер в 42 года от осложнений, вызванных СПИДом, с которым боролся на протяжении 15 лет.
К редакционным заданиям и рекламным кампаниям Сайднер подходил с той же изобретательностью и креативом, что и к личным проектам. Музыка Джона Кейджа вдохновила его на эксперименты в фотографии с разделёнными лицами, отражениями и осколками.
Фрагментация, наложение и мультиэкспозиция укоренились в его стиле, впервые появившись в 1986 году в Великобритании в фотосессии для Harper's&Queen, когда он запечатлел моделей и платья в виде отражений в зеркальных осколках. Контрабандировать искусство на страницы модных журналов – такова была цель Сайднера, хотя он прекрасно отдавал себе отчёт в настроениях обывательской среды: «Vogue сводит старых мастеров к "элегантности в искусстве". Люди не ходят в туалет, у них нет нервных срывов, нет алкоголизма, этот мир герметичен...».
Сайднер испытывал большой интерес к прошлому, к истории фотографии и живописи. В 1990-х годах, изучая историю искусства и литературу, ему нравилось привносить в своё творчество то, что он называл «философским ракурсом». Его фотографии, содержащие отсылки к живописи и скульптуре, имели большую известность. Любовь к античной Греции и поиски красоты вдохновили его создать серию ню, для которой позировали друзья, знакомые и друзья друзей фотографа. Сайднер снимал на чёрном фоне обнажённых мужчин и женщин, используя боковое освещение, подчёркивающее мышцы и изгибы тел, напоминающих греческие мраморные скульптуры атлетов, богов и богинь.
Некоторые эксперты критиковали работы Сейднера, усматривая в них формализм, выраженный в крайней утончённости композиций и тягу к линейному, каллиграфическому определению тела. На что фотограф отвечал, что ничего не пытался выразить, а просто искал то самое «мгновение, которое греки называли Кайрос (древнегреческий бог мига удачи, который всегда наступает неожиданно и поэтому им очень трудно воспользоваться), абстрактную реальность».
Сайднер снял серию портретов известных художников, запечатлев их на абсолютно чёрном фоне и использовав процесс платиновой фотопечати. Для другой роскошной серии он сфотографировал потомков британских и американских аристократов, чьи элегантные портреты на рубеже веков написал Джон Сингер Сарджент. Этими работами он почтил художника, не копируя картины: «Больше всего меня интересует то, что пробуждает дух картины сквозь складку ткани, положение рук, качество света на коже». Портрет Хелены Бонэм Картер из этой серии отобрали в число 100 великих фотографий века и показали на выставке в Национальной портретной галерее в Лондоне, а также удостоили премии имени Альфреда Эйзенштадта «Фотография года» (1999).
На протяжении 1980-90-х годов работы Дэвида Сайднера влияли на всю индустрию модной фотографии. Его снимки публиковались в Harper’s Bazaar, Vanity Fair, Vogue, Harper’s&Queen, The New York Times. Теперь они хранятся в музеях и крупных частных коллекциях по всему миру. Последним проектом Сайднера стала серия фотографий орхидей, которую он снимал в 1999 году.
Вполне естественно, что после многих лет в Париже, проведённых за фотографированием платьев, я оказался во Флориде, снимая орхидеи, – говорил Сайднер. – Это же "от-кутюр", созданный природой.
источник
|