месяц
Да, это действительно так. А для индонезийца батик такая же обычная
вещь, как для нас платье или костюм. Ведь батик – традиционная одежда
жителей Явы, Бали и других островов Индонезии.
Причем
носят ее и мужчины, и женщины, драпируя кусок материи наподобие юбки от
талии до лодыжек. Если ткань не сшита, одежда называется «каин-батик»,
если полотно сшито с одного бока, напоминая прямую юбку, это «саронг».
Само слово «батик» – яванского происхождения, в переводе значит
«рисование горячим воском». Не правда ли, образно и точно, ведь речь
идет об оригинальном способе украшения тканей путем нанесения узоров
растопленным воском с последующей окраской тех участков полотна, которые
остались незакрытыми.
Каждый батик имеет свое название. Уникальный старинный батик украшен
орнаментом, в котором нашли отражение древнейшие представления яванцев о
мире. На фрагменте изображен мифический «Корабль Мертвых», что
перевозит души в страну вечного цветения. Как олицетворение его
посередине судна высится Древо Жизни. А белые холмики вокруг – символ
мировой Горы, центра мироздания, где и растет легендарное древо.
Многие народы мира с глубокой древности развивали это искусство –
индийцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего расцвета –
редкостного художественного совершенства и исключительной технической
изощренности – оно достигло именно на Яве.
Царственные павлины, как бы «проросшие» многочисленными побегами,
которые тут же причудливо переплелись. Особый декоративный эффект
батикам растительного стиля всегда придает сочетание ослепительно белого
фона полотна и ярко-коричневого орнамента с синими прожилками.
Когда батик зародился в Индонезии – до сих пор предмет дискуссий. И хотя
некоторые ученые говорят даже о первых веках нашей эры, наиболее
достоверные источники называют другую дату – XIV столетие.
Временем же повсеместного распространения батика на Яве стал,
по-видимому, XVII век, когда здесь был изобретен «чантинг» –
оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это
маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и
бамбуковой или деревянной ручкой.
Словосочетание «удан-лирис» переводится как «моросящий дождь». Это
название узора, в котором поражает высочайшее мастерство яванских
батиковщиц. Довольно мелкие детали, а их бесчисленное множество,
исполнены вручную. И все они расположены так, что создают диагональный
ритм, наводящий на мысль о косых струях мелкого дождя.
Здешняя техника ручного батикования с помощью чантинга уникальна.
Достаточно сказать, что на изготовление одного батика размером
приблизительно 250х105 см затрачивают от десяти дней до двух лет – в
зависимости от характера задуманных узоров и особенности цветовых
сочетаний. Долгий срок обусловлен также применением натуральных
красителей. Они очень медленно дают красящий эффект, причем только с
помощью кислорода, что вызывает необходимость многократного погружения
тканей в красящий состав (до 10 раз в день) с последующей просушкой на
свежем воздухе.
А вот батик «чап» выполняется уже с помощью штампа. Узор «паранг» – один
из самых древних и популярных в декоративном искусстве Индонезии. Его
основу образуют непрерывные извилистые острия здешних ритуальных
кинжалов-крисов с «пламеневидными» клинками.
В наше время ручная техника батикования почти полностью вытеснена на Яве
методом штампования «чап». Ажурный металлический блок с узорами из
тонких проволочных нитей опускают в восковой состав и затем плотно
прижимают к полотну. В полученный контур орнамента заливают краску – и
все. Понятно, то такой способ резко ускоряет и удешевляет весь процесс
производства: можно делать до 20 кусков батика в день!
Искусство батика распространено на Яве повсеместно. Но наиболее древние
центры расположены в окрестностях Муракарты и Джокьякарты, где
изготовляют самые красивые и дорогие батики. Их отличает особое
колористическое благородство: бархатные темно-коричневые тона, глубокие
темно-синие и естественный кремово-белый цвет хлопчатобумажного полотна.
Узоры яванских батиков на редкость разнообразны – их более десяти тысяч,
причем многие весьма древнего происхождения. Бесчисленное количество
орнаментов можно свести к трем группам. К первой относятся
геометрические, ко второй – растительные, а третья образована узорами
растительного характера вперемешку с фигурами животных, птиц и другими
изобразительными мотивами.
Наиболее интересны мифологические изображения: «Корабль Мертвых», «Древо
Жизни», «Крылатый храм»... Или орнамент с красивым таинственным
названием «Гаруда-сават» – символическое изображение легендарного
«солнечного» орла Гаруды. Согласно индуистской мифологии, он, так
сказать, верховная птица божества Вишну, охраняющего мир от бед.
И символично, что этот древний узор является центральным мотивом
государственного герба Индонезии – страны самых красивых в мире батиков.