Костяной фарфор необыкновенной белизны, тонкий и звонкий (при легком постукивании по его поверхности раздается мелодичный звук) иногда называют королевским, а еще чаще — белым золотом...
Что такое фарфор?
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой Фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на
мягкий и
твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый не покрытый глазурью фарфор называется бисквит. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия
Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Комплект "Желтые маки"
Лебеди
Предметы сервировки "Лебеди"
Костяной фарфор необыкновенной белизны, тонкий и звонкий (при легком постукивании по его поверхности раздается мелодичный звук) иногда называют королевским, а еще чаще — белым золотом.
На протяжении столетий секретом изготовления фарфора владели лишь некоторые страны. Еще большей редкостью был королевский, костяной фарфор. Тончайший воздушный фарфор, известный под названием “яичная скорлупа”, был изобретен в Китае.
В Европе костяной фарфор впервые появился в Англии в XVIII веке, во времена династии Мин. Английский завод Веджвуда долгие годы оставался монопольным поставщиком этого фарфора, так как особенности его производства держали в строжайшей тайне.
В России, на Ломоносовском фарфоровом заводе, костяной тонкостенный фарфор стали выпускать только в конце 1960-х годов. Но этот фарфор тоньше и белее английского! Ломоносовский фарфоровый завод — единственное в России предприятие, выпускающее подобные изделия. Костяной фарфор делают по уникальной технологии, разработанной специалистами завода, удостоенными звания лауреатов Государственной премии СССР в области науки и техники в 1980 году.
Ваза "Лилии"
Кофейная чашка "Кувшинка"
Кофейный сервиз "Майские бабочки"
Предметы сервировки "Балерина"
Для получения костяного фарфора в жидкую массу (шликер) наряду с глиной, каолином, полевым шпатом и кварцем добавляют предварительно обожженную костяную муку (перемолотые кости домашних животных). Именно костяная мука придает фарфору необыкновенные свойства.
В процессе изготовления изделия из вышеуказанного состава поддаются формировке. Их можно выполнить тонкостенными, придать различные формы: блюдце с ажурным краем, чашки на тонких ножках с витыми ручками. Костяной фарфор совершенен. Среди профессионалов считается, что по качеству и красоте аналогов такого фарфора нет.
После того как изделие приобретет нужную форму, его обжигают при очень высокой температуре (выше 1200оС). Затем наносят глазурь и вновь обжигают, понижая температуру на 100о. Теперь наступает очередь художников. Красоту и изящество изделиям придает изысканная роспись. Она бывает надглазурная и подглазурная.
Слой глазури на фарфоре должен быть “не толще двух бумажных листков”, — писал первый бергмейстер Императорской порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов. Первый фарфор в России называли Виноградовским, по имени его создателя. Дмитрий Иванович, трудившийся на заводе более 30 лет, оставил “Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ”. Многие тонкости производства фарфора, подмеченные автором, учитываются и сейчас.
Предметы сервировки "Маки"
Бывший Императорский фарфоровый завод мог бы носить имя Дмитрия Ивановича Виноградова, но советские чиновники распорядились иначе, и завод стал Ломоносовским. Марка “ЛФЗ” известна во всем мире, имя Виноградова, к сожалению, знают только специалисты.
Предметы сервировки "Нарциссы"
Предметы сервировки "Обезьянки"
Предметы сервировки "Павлин"
Чтобы отличить костяной фарфор от обычного, достаточно поднести чашку к лампе. На свету костяной фарфор просвечивает, поэтому его называют прозрачным. Сегодня, как и раньше изделия из него делают и расписывают вручную, часто используя в рисунках
классические мотивы и дорогие материалы: золото и платину.
Чашка и ложка "Кувшинка"
Чашка и ложка "Полевой мак"
Предметы сервировки "Ирис"
Чашка "Ромашка"
Предметы сервировки "Синий ирис"
Предметы сервировки "Синички"
Набор "Тигр"
Сервиз "Тукан"
Предметы сервировки "Тюльпаны"
Чашка "Фиалки"
Комплект "Колокольчик"
Комплект" Нежная петунья"
Комплект "Орхидея"
Чайный дуэт "Август"
Чайный дуэт "Сентябрь"
Набор "Цветок счастья"
Набор "Красный мак"
Набор "Морское дно"
Набор "Ракушки"
Чайный сервиз "Тюльпаны и бабочки"
Предметы сервировки "Цветочное волнение"
Сервиз "Роза"
Предметы сервировки "Виноград"
Набор "Водяная лилия"
Сервиз "Герань"
Предметы сервировки "Гибискус"
Набор "Гладиолус"
Предметы для сервировки "Жабки"
Кофейник "Жирафа"
Набор "Ирис"
Сервиз "Красные тюльпаны"
Чашка "Кувшинка"
Предметы сервировки "Ландыши"
Тонкий костяной фарфор - это не просто посуда, это классическое произведение искусства, достойное признания и восхищения даже среди воодушевленных коллекционеров. Костяной фарфор – это универсальный артефакт, который благодаря своему изяществу используется не только на светских приемах в аристократических домах, но и в быту в своих более простых формах по всему миру.
Фото
Franz Collection