Традиционные кокеши
- Искусство традиционных кокеши возникло в середине 18-го века, в эпоху Эдо. Из северо-восточной части острова Хонсю оно распространилось по всей Японии. Народная
игрушка кокеши состоит из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, которые вытачивались вручную мастером на токарном станке. Он же впоследствии ее и расписывал. Старинная технология, дошедшая до сегодняшних дней, используется при создании загадочных фигурок уже только в области Тохоку.
Не существует однозначного толкования, каким образом сложился этот тип игрушки. Одна из версий предполагает, что кокеши первоначально были шаманскими фигурками. По другой же - они являлись так называемыми поминальными куклами, которых ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных. В подтверждение этой теории - и значение слова "кокеши" - "забытое дитя". К слову, традиционные кокеши - это всегда девочки, в отличие от мальчиков менее желанные в крестьянских семьях.
Традиционные кокеши, называемые "денто", очень просты по форме. Понять, почему именно они так ценятся в Стране восходящего солнца, можно, вспомнив приверженность японцев к простоте и иносказанию, что отражается и в японской культуре. Примером могут служить поэзия хайку и деревянная архитектура синтоистских и буддистских храмов. Каждая кукла неповторима и является отражением характера и мимолетного настроения своего создателя.
Кобаяши Иносуке, 1997 г.
Размах изготовления кокеши совпал с периодом конца Второй мировой войны. Экономический рост в Японии сопутствовал появлению множества новых ("шингата") сувенирных кукол, отличительные признаки которых подсказывают, в какой провинции возник данный дизайн. Их пропорции и роспись разнообразны. В районе Кидзияма фигурки вытачивают из целостной части дерева: они одеты в узорчатый фартук и отличаются прической пажа "микадо". Область Наруко прослыла как родина "плачущих кукол". Их головки подвижны; роспись локонов на них напоминает стиль кукол императорского двора. Изображения хризантем безошибочно определяют родословную кокеши из Сакунами. На брненской выставке представлено одиннадцать типов, которые сформировались в течение длительного времени в отдельных районах.
Авторские кокеши, Секигуши Тоа, 1997 г.
Также представлены авторские кокеши, которые являются художественными оригиналами разных мастеров. В отличие от традиционного вида, им не присущ местный колорит, а техника производства не передается из поколения в поколение. Они появились, главным образом, после Второй мировой войны. Область их возникновения также не ограничивается регионом Тохоку. Их создатели живут скорее на окраинах больших городов, чем в деревнях. Кокеши в данном случае является средством выражения определенной тематики. Их создатели, в первую очередь, являются дизайнерами и не обязательно вытачивают кокеши на токарном станке сами, как это бывало раньше.
Авторские кокеши - это перерождение куклы в статуэтку. Они исполнены философского смысла и носят поэтические названия. На экспозиции в Брно представлены статуэтки под названием "Весенний ветерок", "Цветочное дитя", "Сердце" и другие, которые по силе воздействия можно означить как феномен. Особенно притягательна композиция "Медитация": три отрешенные фигурки, каждая из которых выражает одно из состояний "не вижу", "не слышу", "не говорю".
Авторские кокеши - Иошида Такаши, 1997 г.
Взято с http://www.radio.cz/ru/statja/38769