Серов Валентин Александрович (Valentin Serov, 7.1.1865, Петербург, - 22.11.1911, Москва), русский живописец. Учился в юности у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова.
Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании.
В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма.
"На террасе в Введенске" 1880-е, Музей русского искусства, Ереван, Армения
"Портрет художника Исаака Левитана"
"Портрет художника Ильи Репина"
"Портрет художника Сурикова"
"Портрет художника К.А.Коровина"
"Дети. Саша и Юра Серовы" 1899 Великий князь Павел Александрович 1897
"Великий князь Павел Александрович" 1897
"Лошади на взморье" 1905
"Одиссей и Навзикая" 1910
"Одиссей и Навзикая" 1910
"Похищение Европы" 1910
"Похищение Европы" 1910
"Всадники" 1900
"Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте" 1900
"Пётр I на псовой охоте"
"Екатерина Вторая на соколиной охоте" 1902
"Кубок большого орла" 1910
"Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе" 1896
"Зимой" 1898
"Купание лошади" 1905
"Портрет Марии Львовой" 1895
"Портрет графини Мусиной-Пушкиной" 1895
"Портрет Драгомировой" 1889
"Портрет Софьи Боткиной" 1899
"Портрет княгини Юсуповой" 1902
" Портрет княгини Ольги Орловой"
"Баба с лошадью" 1898
"Д.В.Стасов.Портрет" 1908
"Портрет писателя Леонида Андреева" 1907
"Портрет Сергея Дягилева" 1904
"Летом (Портрет О.Ф.Серовой)" 1895
"Портрет А.А.Стаховича" 1911
"Портрет Александра III с рапортом в руках" 1900
"Портрет великого князя Михаила Николаевича в тужурке" 1900
"Портрет великого князя Георгия Михайловича" 1901
"Автопортрет Серова" 1885
"Площадь Святого Марка в Венеции" 1887
"Портрет итальянского певца Франческо Таманьо" 1891-1893
"Портрет итальянского певца Анджело Мазини" 1890
"Портрет великой княжны Ольги Александровны" 1893
"Портрет детей С.С.Боткина" 1900
"Портрет неизвестной "
"Октябрь. Домотканово" 1895
"Крестьянский дворик в Финляндии" 1902
" Портрет А.Я.Симонович" 1889
"Портрет Генриетты Гиршман"
"Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова" 1898
"Портрет князя В.Н.Голицына" 1906
"Портрет С.П.Чоколова"
"Портрет художника И.С.Остроухова" 1902
"Портрет Симонович. Девушка освещенная солнцем" 1888
"У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой" 1886
"Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава"
************
С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, - все в Третьяковской галерее). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого. Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, - оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899, Русский музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская галерея). В 1890-х - начале 1900-х гг. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов - скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, Третьяковская галерея.
В поздний период (начало 1900-х гг.) Серов связан с "Миром искусства". На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн", неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В середине 1900-х гг. Серов создаёт несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904; М. Н. Ермоловой,1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 - оба в Третьяковской галерее).
В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально - обусловленных черт в человеке. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр 1", темпера, 1907, Третьяковская галерея).
В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов даёт собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
******
******
"Портрет дочери Боткина"
Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой,1905
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Летом (Портрет О.Ф.Серовой)» 1895
Государственная Третьяковская галерея Москва
Портрет Е.С.Морозовой. 1908
Портрет С.М.Драгомировой-Лукомской. 1900
Портрет П. А. Мамонтовой. 1889
Портрет Е. А. Балиной. 1911
Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А Врубеля Портрет неизвестной 1895
Женский портрет Постимпрессионизм
Год:1888 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет А.П. Чехова 1902
Портрет Е.А.Красильщиковой 1906
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко