Зорикто Доржиев родился в городе Улан-Удэ в 1976 г. В 1996 году он окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусств, а в 2002 с отличием окончил Красноярский Государственный художественный институт, кафедру живописи. В период 2003-2005 стажировался в творческих мастерских Российской Академии Художеств в Красноярске.
Зорикто Доржиев - участник многих региональных, российских и международных выставок, его работы хранятся в частных собраниях в России, США, Германии, Австралии.
Родители Зорикто - художники. Отец закончил институт имени Репина, мать - Иркутское художественное училище. В детстве Зорикто пытался подражать рисунком отца, когда тот работал.
На его полотнах часто присутствует образ кочевника, автор объясняет это следующим: «Кочевник для меня - созерцатель. Не турист, который ищет новых ощущений, и не искатель лучшей жизни. Скорее это поэт-художник, поэт-философ. Как правило, он одинок. В одиночестве легче размышлять. С кем поделится своими мыслями и открытиями? Рано или поздно в степи встретишь других кочевников. Ну, что? За встречу?»
Из-под острого ироничного карандаша вырастают воины... Это мужчины: худые и толстые, высокие и совсем не высокие, все как на подбор ...неказистые, с ногами носками внутрь или, напротив, в стороны, с оттопыренными ушами. Но все они при оружии, в каком-то обмундировании. И исполнены достоинства, потому что в каждом мужчине генетически запрограммирован воин. Сейчас этот воин - спящий. Но в определенный момент он проснется, и тогда сила и доблесть, отвага и честь сделают его по-настоящему красивым. Пока же он очень органичен и пластичен в родной среде, и ничто не омрачает его мирного существования. Согласие с миром прочитывается в образе задумавшегося мальчика, настолько трогательного, что эта графическая зарисовка вызывает улыбку зрителя.
Основным художественным приемом Зорикто выбрал гротеск. Через причудливое сочетание вымышленного и реального, комичного и грустного художник создает особый мир жизни бурят на земле. И убеждаешься, что нет ничего более демократичного и понятного, как через добрый юмор показать целостную картину если не мира, то одной из граней планеты. Иностранные туристы с удовольствием раскупают картины Зорикто. Отрадно, что где-то в Америке или Германии о бурятах люди будут узнавать через такие добрые, смешные образы.
Людмила Цыреннимаева, искусствовед, газета "Прайм-ТВ", 2005 г
***
У Зорикто Доржиева поразительные рука и глаз. Он видит человеческую комедию с неизменным состраданием и изображает монгольское воплощение Моны Лизы с необычайным реализмом, силой и красотой. Художник снова воскрешает в нашей памяти этот божественный женский образ, и он вместе с окружающим его пейзажем полностью оживает на поверхности зеркала его мудрости.
Все работы Зорикто полны мягким, но беспощадным юмором, который на самом деле является формой сочувствия и восприимчивости к чужой жизни и страданиям, а также обнаружением неожиданной забавной стороны трагического. Он, похоже, видит всю невероятность человеческих существ. Он демонстрирует нам своих монголов таинственными и первозданными, совершенно земное в них соединено с небесным божественным простором.
Его главные герои - монгольские мужчины и женщины, живущие в одном из самых трудных для обитания мест на земле. Их участь облегчают лошади, овцы, яки, коровы и козы. Сосредотачивая внимание на этих особенных людях, своих соотечественниках, он показывает их универсальность. Когда-то путем завоеваний они создали величайшую в письменной истории империю. Были безжалостны к сопротивлявшимся и благосклонны к покорным. Затем, постепенно проникнувшись учением Будды, религией мягкости и осознанности, они стали открытыми, мирными, счастливыми и, конечно же, уязвимыми. Примерно около столетия их обманывали китайские торговцы и ростовщики, а потом они все потеряли из-за коммунистической идеологии и русского и китайского империализмов.
Сегодня они снова обретают свободу и стараются быть самими собой. Ныне их женщины многое берут на себя: они составляют 80% среди обладателей ученых степеней и занимают многие государственные посты. Мужчины же осторожно пытаются выбраться из промерзших степей, уйти от советского коллективизма и вернуться к свободе своих кочевых предков. Картины Зорикто - радость для взора. Это вход в особый художественный мир, возвращаясь из которого, в наш обыденный мир, мы видим его более живым.
Роберт «Тенцзин» Турман, Джей Тсонг Кхапа, профессор факультета Индо-тибетских исследований Колумбийского университета, президент «Тибет-хауса» (США)