Ах, дорогая Леонор,
моя прекрасная заколдованная сова,
там, где ты пролетаешь,
воздух превращается в золото.
поэтесса Эльза Моранте
Леонор Фини
Leonor Fini
30 августа 1907, Буэнос-Айрес - 18 января 1996, Париж
Leonor Fini Self-Portrait with Red Turban. 1938 г.
Французская художница - сюрреалистка
Французская художница - сюрреалистка.
Леонор родилась в Аргентине в семье эмигрантов. Ее отец был аргентинцем, родившимся, судя по некоторым сведениям, в семье эмигрантов из России, а мать – итальянкой. Когда девочке исполнился всего лишь год, родители со скандалом развелись. Мать Леонор, наскоро собрав чемоданы и с дочерью под мышкой, вернулась в Италию. Детство и юность Леонор провела в Триесте, где жили бабушка, дедушка и дядя. Но мать девочки постоянно опасалась, что бывший муж приедет в Италию, чтобы увести дочь обратно в Аргентину. Сама художница вспоминала, что в течении около шести лет после переезда, мать одевала ее как мальчика, когда Леонор выходила из дома, опасаясь, что отец сможет найти дочь и похитить её. Биографы пишут, что отец художницы действительно приезжал в Италию на поиски дочери, но уловка матери с переодеванием сработала, бывший муж бросил поиски, вернулся в Аргентину, и больше никогда не появлялся в жизни Фини.
Часть I
Триест
Семья Леоноры была дружна с представителями интеллигенции Триеста, в их доме часто бывали прозаик и драматург Итало Свево, настоящая фамилия которого Арон Этторе Шмиц (19 декабря 1861 - 13 сентября 1928), писатель и поэт Умберто Саба (Umberto Saba, 9 марта 1883 - 25 августа 1957) и ирландский писатель и поэт Джеймс Джойс (James Augustine Aloysius Joyce, 2 февраля 1882 - 13 января 1941), приехавший в Триест в 1904 году.
Leonor Fini Italo Svevo. 1928 г.
Увлеченность девушки искусством произошла, как ни странно, из-за травмы. В подростковом возрасте из-за этой травмы Леонор страдала болезнью глаз, поэтому в течение долгого времени она носила повязку, закрывавшую оба глаза. Жизнь в темноте помогла разбудить внутреннее видение и фантазию. После восстановления зрения девушка и решила стать художником. Она стала регулярно посещать музеи, изучать работы мастеров Возрождения, творчество художников-маньеристов, романтиков и прерафаэлитов. Во многом помогла самообразованию девушки большая коллекция книг по искусству ее дяди. Одним из увлечений Леонор, по воспоминаниям современников, было посещение морга, где девушка изучала строение человеческого тела.
Leonor Fini in Trieste. 1925 г.
Leonor Fini Femmes des années 30 (Woman of the Thirties). 1932 г.
Leonor Fini La gourmandise (Обжорство). 1932 г.
Leonor Fini Portrait of Male Trieste.
Leonor Fini Portrait of Female Trieste.
Милан
В следующем, 1925 году, она покинула родительский дом и переехала в Милан, являвшимся крупнейшим итальянским художественным центром. Как пишут историки, удивительно, но молва о таланте юной художницы достигла Милана раньше самой Леонор.
Leonor Fini Girl Friends (Подруги).
Leonor Fini Maternity (Материнство).
В течение короткого времени Фини познакомилась и подружилась в Милане с известными итальянскими художниками, как Ахилле Фуни (Achille Funi, 1890-1972), Карло Карра (Carlo Carrà, 11 февраля 1881 – 13 апреля 1966) и Артуро Тоси (Arturo Tosi, 1871-1956). Леонор в Милане продолжала самообразовываться, изучая живописные школы Феррары и Ломбардии.
Leonor Fini Self-Portrait.
Leonor Fini Hermes (Гермес).
В Милане впервые проявилось ярко выраженные чувства самостоятельности, оригинальности и нонконформизма. Биографы пишут, что это не выглядело позерством с целью саморекламы и привлечения внимания к своей персоне, это было личностное выражение протеста против общества, воплощенное в сюрреалистической форме и эксцентричных, эпатажных поступках, что станет «фирменным знаком» Фини на многие годы.
Париж
В 1931 году Леонор переехала в Париж, чтобы остаться в этом городе навсегда. Во Францию она приехала не в качестве «темной лошадки», а как художник, близкий кругу Джорджо де Кирико. Уже в следующем, 1932 году в галерее Кристиана Диора «Bonjean» состоялась первая персональная выставка художницы.
Leonor Fini Les Tragediennes (Трагические актрисы). 1931-32 гг.
Историк искусства Уитни Чедвик писал, что «в Париже Фуни стала легендой практически в одночасье». Причем, у меня такое ощущение, что она с первого взгляда очаровывала своих новых знакомых, которые влюблялись в нее и одновременно боялись. Американский арт-дилер Джулиан Леви говорил о Леонор: «Её грация - ангельская, её взгляд – дьявольский». А художник Макс Эрнст очень коротко и ёмко охарактеризовал личность Фини: «Итальянская агрессивность, скандальная элегантность, фантазия и страсть».
Leonor Fini 1937 г.
В мировой столице искусства Леонор также, как и в Милане, вела богемный, а порой и эксцентричный образ жизни. Во всех статьях о художнице упоминается история о том, что когда художница Элеонора Каррингтон собралась представить Леонор очередной группе парижских художников-сюрреалистов, художница пришла на встречу в кафе одетой в алом наряде католического кардинала, который она купила в специализированном магазине одежды. Потом Леонор говорила: «Мне нравится кощунственная природа переодевания священником, будучи женщиной, и нравится ощущение женщины, одетой как мужчина, который никогда не знал женского тела».
Друзья
В Париже Фини быстро сдружилась с художниками-иностранцами, обитавшими в Париже. Среди них – немец Макс Эрнст (Max Ernst, 2 апреля 1891 - 1 апреля 1976), англичанка Леонора Каррингтон (Leonora Carrington, 6 апреля 1917 - 25 мая 2011), испанцы Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 25 октября 1881 - 8 апреля 1973) и Сальвадор Дали (Salvador Dalí, 11 мая 1904 - 23 января 1989), бельгиец Рене Магритт (René François Ghislain Magritte, 1898-1967) и румын Виктор Браунер (Victor Brauner, 15 июня 1903 - 12 марта 1966).
Henri Cartier-Bresson Leonor Fini. 1933 г. Paris
Вообще, круг знакомств Фини в Париже – это целое «созвездие» ставших впоследствии всемирно известных имен. Леонор подружилась с уже известными французами – поэтом и художником Максом Жакобом (Max Jacob, 12 июля 1876 - 5 марта 1944), поэтом Полем Элюаром (Paul Éluard, 14 декабря 1895 - 18 ноября 1952), философом и писателем Жоржем Батаем (Georges Bataille, 10 сентября 1897 - 9 июля 1962), писателем, автором эротических романов Андре Пьейр де Мандьяргом ( André Pieyre de Mandiargues, 14 марта 1909 – 13 декабря 1991) и фотографом Анри Картье-Брессоном (Henri Cartier-Bresson, 22 августа 1908 - 3 августа 2004).
С Картье-Брессоном и Мандьяргом Леонор совершила ознакомительное путешествие по Италии на автомобиле, во время которого фотограф сделал известную фотографию обнаженной Фини в бассейне. Это фото установило мировой рекорд по сумме на аукционе в 2007 году.
Выставки
Поскольку среди новых друзей Леонор было много представителей движения сюрреализма, художница совсем естественно вошла в их круг и даже принимала участие в их групповых выставках.
Первая такая международная выставка состоялась для художницы в 1936 году в Лондоне. В этом же году Фини отправилась за океан, где американский арт-дилер, пропагандист сюрреализма Джулиан Леви организовал в своей галерее на Мэдисон-авеню совместную выставку Фини и Макса Эрнста. Через два года, в 1938 году, Леви уже организовал большую выставку «Фантастическое искусство: дада и сюрреализм» в Музее современного искусства Нью-Йорка, в которой Леонор тоже приняла участие.
Leonor Fini- Figures On A Terrace.
В 1939 году уже сама Фини помогает своему другу по Триесту, известному коллекционеру и галеристу Лео Кастелли (Leo Castelli, 4 сентября 1907 - 21 августа 1999) организовать выставку сюрреалистической мебели, которая прошла в Галерее Рене Дрюона на Вандомской площади. В выставке кроме самой Фини приняли участие Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Мерет Оппенгейм.
О сюрреализме
А теперь неожиданное открытие! Все историки и биографы пишут о том, что сама Фини никогда не считала себя сюрреалисткой, хотя и принимала участие почти в каждой крупной выставке представителей этого движения. Кроме того, она не входила ни в одну группу, а всегда оставалась «кошкой, которая гуляет сама по себе».
Pilon Photo of Leonor Fini.
Как вспоминала сама художница, она не присоединилась ни к одной из групп сюрреалистов из-за авторитарного руководства лидера и основоположника сюрреализма Андре Бретона, который настойчиво хотел сделать Леонор Музой движения, вторгаясь в ее личную жизнь, о которой чуть ниже. Вообщем, у Фини не сложились отношения с Бретоном, потому что ее внутренняя свобода резко контрастировала с пуританизмом Андрэ. Как Дали и Арто, как и отмежевавшиеся позже от сюрреализма Пикассо и Джакометти, Фини видела в теории и трактатах сюрреалистов некую одержимость и радикализм, которые Дали назвал «типичным мелкобуржуазным менталитетом».
Касалось это и сексуальной сферы. В первой половине ХХ века во Франции, где царили свободные нравы и мораль, где многие, судя по истории, творцы принадлежали к сексуальным меньшинствам, Бретон пытался даже в сфере интимной жизни диктовать свои условия. Галерист Джон Майерс в 1969 году писал: «С одной стороны, Бретон терпеть не мог мужской гомосексуальности, однажды он даже пригрозил выдворить одного из членов своей группы, если тот не женится. Но с другой стороны, он закрывал глаза на вуайеризм и лесбиянство других».
Историки называют художницу «единственным аутсайдером», которая, тем не менее, постоянно была близка к сюрреалистам. Когда саму Фини спрашивали, к какой школе в искусстве она принадлежит? Кем себя считает - художницей, иллюстратором, сценографом или писательницей? Она всегда отвечала, что она - Леонор Фини, и этим все сказано.
Leonor Fini (photo).
Красиво сказала о творчестве Фини журналист Катерина Стил МакЛеод в 1986 году в журнале «Архитектурный дайджест»: «Ее искусство является трещиной в зеркале, краем уравнения, мечтой, которая растворяется с приходом дневного света».
Leonor Fini Le Trouble (Тревога). 1924 г.
Сама Фини говорила, что пишет картины, «которых нет, но которые хотелось бы видеть». Она заявляла, что использует изображения из своего подсознания, пытаясь создать образ «новой женщины», которую видит как богиню, амазонку-воина или сладострастную любовницу, и этот образ основан на мистике и страсти. Опять же историки пишут о том, что художница разделяла философию Жоржа Батая о возвращении к мифологическому и духовному началу культуры.
Leonor Fini Без названия.
С приближением Второй мировой войны Леонор покинула Париж вместе со своим другом Андре Пьейр де Мандьяргом. Часть лета 1939 года они провели, гостя у Макса Эрнста и Леоноры Каррингтон в их доме в Ардеше на юге Франции. Затем отправились на юго-запад погостить у Сальвадора Дали и Галы, которые жили в городке Аркашон, который находится в исторической области Аквитания.
Leonor Fini Operation I.
В 1940 году Леонор переезжает жить в Монте-Карло, где пережидает военное лихолетье. В этот период художница пишет в основном портреты, и этот жанр будет оставаться ее любимым до начала шестидесятых годов. Леонор пишет портреты своих любимых друзей, среди них Андре Пьейр де Мандьярг и Леонора Каррингтон, коллега, швейцарская художница-сюрреалистка Мерет Оппенгейм (Meret Oppenheim, 6 октября 1913 - 15 ноября 1985) и писатель, поэт и драматург, автор известных «Служанок» Жан Жене (Jean Genet, 1910-1986), итальянские писатели-молодожены (они поженились в 1941 году) Альберто Моравиа (Alberto Moravia, 28 ноября 1907 - 26 сентября 1990) и Эльза Моранте (Elsa Morante, 18 августа 1912 - 25 ноября 1985).
Leonor Fini André Pieyre De Mandiarges.
Ну, и конечно, среди позирующих были актрисы – гениальная итальянка Анна Маньяни (Anna Magnani, 7 марта 1908 - 26 сентября 1973), мексиканская киноактриса и натурщица Мария Феликс (María Félix, 8 апреля или 4 мая, 1914 - 8 апреля 2002) и известная театральная актриса, парижанка Сюзанна Флон (Suzanne Flon, 28 января 1918 - 15 июня 2005).
Leonor Fini Mrs. Hasellter. 1942-43 гг.
Leonor Fini Comtesse Mita Corti. 1948 г.
Личная жизнь
Несмотря на то, что мое повествование окончилось началом второй мировой войны, пора перейти к личной жизни художницы, поскольку она, как и творчество Фини – необычна и экстравагантна, просто тема для отдельного романа.
Leonor Fini Autoritratto. 1938 г.
Некоторые считали ее лесбиянкой, но Фини честно отвечала: «да, у меня был опыт с женщинами, но я не лесбиянка». Многие источники пишут о том, что Леонор никогда не выходила замуж. Возможно, это основывается на словах самой художницы: «Брак никогда не нравился мне, я никогда не жила с одним человеком». Впрочем, Леонор лукавит, поскольку однажды она все же вышла замуж за некоего Федерико Венециани. Но супруги быстро разбежались, после того, как Леонор в 1941 году познакомилась с итальянским графом, молодым дипломатом, служившим итальянским консулом в Монако, Станислао Лепри. Вскоре после встречи возлюбленные стали жить вместе.
Stanislao Lepri et Leonor Fini. 1945 г.
Leonor Fini L'Alcôve (Альков). 1942 г.
После освобождения Рима в 1943 году, Леонор переехала с Лепри в Италию. Вернулись в Париж они в 1946 году, и поселились в старой квартире Фини на улице Райенн.
Leonor Fini Self-Portrait.
Leonor Fini Stanislao and Leonor. 1942-43 гг.
Самое удивительное, что Станислао под влиянием Леонор отказался от дипломатической карьеры, поскольку она убедила своего гражданского мужа в том, что его призвание – быть художником. Таким образом, мировая живопись «приняла в свое лоно» нового талантливого художника, который стал хоть и малоизвестным (по сравнению с другими именами ХХ века), но очень интересным и самобытным (как ни странно!) сюрреалистом.
Leonor Fini Stanislao Lepri.
Поэтому о творчестве Лепри стоит поговорить отдельно.
Станислао
Станислао Лепри
Stanislao Lepri
1905, Рим -1980, Париж
Leonor Fini Retrato de Stanislao Lepri. 1942 г.
Французский художник итальянского происхождения.
Историки называют Лепри «одной из загадок в истории современного искусства». Поскольку при жизни он был известен только узкому кругу коллекционеров, торговцев живописью и критиков, и только, благодаря им, творчество художника было представлено публике на выставках и в каталогах.
Станислао родился в аристократической римской семье, которая принадлежала к так называемому «черному дворянству», преданному Папе Римскому. Получив прекрасное образование, он, как я писал выше, стал дипломатом и дослужился до должности итальянского консула в Монако. Встретившись с Фини, Станислао бросил службу и полностью посвятил себя живописи. Причем, рисованию он нигде не учился и был полностью самоучкой.
Stanislao Lepri Autoritratto. 1945 г.
Stanislao Lepri Autoritratto. 1957 г.
На художественное направление его картин, конечно, повлияла и Леонор, с которой художник прожил почти сорок лет, и его новые друзья. В Риме это был итальянский архитектор и художник-сюрреалист, гравер и сценограф Фабрицио Клеричи (Fabrizio Clerici, 15 мая 1913 – 9 июня 1993) и молодой художник из Турина Энрико Коломботто Россо (Enrico Colombotto Rosso, род. 1925). В Париже с конца 1950-х годов одним из ближайших друзей Лепри стал также юный художник-сюрреалист Мишель Анрико (Michel Henricot, род. 1940).
Stanislao Lepri
Stanislao Lepri Piaulement (Подглядывающие). 1949 г.
Stanislao Lepri
Стоит отметить, что несмотря на то, что Лепри жил вместе с Фини, и она порой давала ему советы, Станислао не считал себя ее учеником. Его картины рождались словно сами по себе. Они были наполнены как сказочной экзотикой и демоническими силами, так и глубокими человеческими эмоциями и чувствами, а также были проникнуты иронией и даже сатирой. Любимой темой Станислао было изображение носорогов.
Stanislao Lepri Без названия.
Stanislao Lepri Rhinoceros et son Reflets (Носорог и его отражение). 1980 г.
Stanislao Lepri La Rencontre (Схватка). 1980 г.
Stanislao Lepri Jeune fille avec rhinoceros (Девушка на носороге).1977 г.
Искусствоведы о творчестве Лепри писали: «Художник искал странное и нелепое в жизни. Он обладал талантом обнаруживать тревогу и опасность в безобидном, на первый взгляд, человеке или таинственную угрозу, исходящую от него. Этот его «дар предвидения» позволял художнику проникать в темную зону, окружающую реальность».
Stanislao Lepri
Stanislao Lepri
При этом всех удивляло, что Лепри появился в художественном мире в середине 1940-х годов, как бы, ниоткуда. Вобрав в себя опыт Брейгеля и Босха, он пытался создавать «свой магически-гибридный, метафизически-волшебный мир, состоящий из реальности и фантастики».
Stanislao Lepri La Strega (Ведьма). 1973 г.
Stanislao Lepri
Stanislao Lepri
Некоторые историки считают, что роль художника, изображающего «ад жизни», Станислао принял на себя тогда, когда в жизни его и Леонор появился поляк Константий Еленский, когда они стали жить втроем, и такая жизнь освободила Лепри от всех условностей и моральных ограничений, кроме страстной любви к Леонор.
Leonor Fini Autoritratto. 1943 г.
Так кто же был тот, кто стал одной из вершин этого равнобедренного любовного треугольника?
Константий
Константий Александр Еленский
Konstanty Aleksander Jeleński
2 января 1922, Варшава - 4 мая 1987, Париж
Konstanty Aleksander Jeleński
Польский писатель, переводчик и публицист.
Он родился в семье Константия Еленского и Терезы (Рены) Скаржинской. Родители были выходцами из семей богатых помещиков – шляхтичей. Кроме того, Тереза Елецкая была известной личностью в Польше. Частыми гостями в доме Еленских были пианист и педагог Кароль Шимановский, композитор Артур Рубинштейн, художник Станислав Игнаций Виткевич, который даже написал два портрета маленького Константия, поэты общества «Скамандер».
Историки пишут, что Константий является незаконнорожденным сыном итальянского политика, графа Карло Сфорца (Carlo Sforza, 24 января 1872 - 4 сентября 1952), который происходил из боковой ветви некогда влиятельного знатного рода Сфорца. Как это могло произойти, можно предположить, сравнив некоторые факты биографий. Карло Сфорца с 1896 года был на дипломатической службе, до 1918 года он занимал должность поверенного в делах в Сербии, с 1920 года был министром иностранных дел в кабинете Джованни Джолитти. В июле 1921 года он ушел в отставку, а в следующем году был назначен послом во Франции, где работал до прихода фашистов к власти.
Константий Еленский – отец тоже до начала второй мировой войны служил в МИДе, но польском. Он вместе с женой постоянно мотался по разным странам, часто они жили в Италии (сам поэт вспоминал, что на итальянском его родные свободно общались). Биографы пишут, что при такой важной работе дипломат Елецкий практически страдал алкоголизмом, поэтому вполне вероятно, что пани Тереза могла увлечься красавцем-итальянцем Сфорца. Впрочем, о романе польки со Сфорцой знали едва ли не все, только не говорили об этом публично.
Как бы там ни было, когда малышу Константию исполнилось всего всего шесть недель, его забрала бабушка - Манета Скаржинская, урожденная Чарновская, у которой мальчик воспитывался до тринадцати лет. Родителей он видел в основном на Рождество и во время летних каникул.
Елецкий по-прежнему, выполняя свои дипломатические обязанности, был в постоянных отъездах. До четырех лет мальчик рос в семейных усадьбах в Крочеве и Рыбенке в кругу гувернанток, говоривших на нескольких языках. Исследуя фамильную библиотеку, мальчик быстро начал читать по-английски и по-немецки. Когда Константий подрос, он стал разъезжать с родителями, жил и учился в Мадриде, Бухаресте и Вене. Бабушка, восставшая против такого «непостоянства», в 1930 году снова забрала внука к себе и отдала учиться в престижную гимназию им. Стефана Батория. Любимая бабушка умерла в 1935 году, до этого она целый год тяжело болела, и тринадцатилетний внук заботился и ухаживал за ней. Позже Елецкий скажет, что за этот год он преждевременно повзрослел. Примерно в это же время юноша узнал, что его настоящий отец — граф Сфорца. Но это не изменило его чувств к Еленскому-старшему, которого он любил и о котором заботился до конца его жизни.
После смерти бабушки Константий провел год в доминиканском интернате в швейцарском городе Уши, а затем поступил в элитный лицей-интернат им. Сулковских в Рыдзыне. Аттестат зрелости Еленский получил в 1939 году, накануне начала Второй мировой войны.
Отец юноши в то время работал в Италии, пани Тереза, благодаря помощи итальянских друзей в конце 1939 года вместе с сыном покинула оккупированную Варшаву и отправилась в Италию. После трехмесячного пребывания в Риме Константий вопреки воле матери вступил в польскую армию во Франции, а после поражения Франции — эвакуировался в Англию. В 1941-1943 годах он изучал политэкономию в университете шотландского города Сент-Эндрьюс, а затем, получив годовую стипендию — историю в Оксфорде. После учебы и освобождения Франции Еленский вернулся в свой полк и вскоре в рядах Первой танковой дивизии высадился в Нормандии. Со своим полком танкистом-стрелком он прошел Нормандию, Бельгию и Голландию, получил чин поручика и был награжден Крестом Доблести. В Голландии его приписали к редакции дивизионной «Солдатской газеты», которую будущий писатель со временем возглавил.
В 1945 году Константий приехал в Рим по приглашению польского военного представительства, собиравшего в Италии демобилизованных солдат. Вскоре он начал работать в Международной организации по делам беженцев в Неаполе, а в 1948 году переехал в Рим, где работал в Международной организации ООН по сельскому хозяйству и продовольствию. Благодаря дружбе и покровительству соотечественников - польского публициста, политика и издателя Ежи Гедройца (Jerzy Giedroyc, 27 июля 1906 - 14 сентября 2000), выходца из семьи минских евреев, и художника и литератора Юзефа Чапского (Józef Czapski, 2 апреля 1896 - 12 января 1993), сына бывшего губернатора Минска и двоюродного брата Г. Чичерина, Константий сблизился с организацией «Конгресс свободы культуры», поддерживавшей творческую интеллигенцию за «железным занавесом» и стал активно посещать культурные мероприятия и выставки.
Поворотом в жизни Еленского стала его встреча с Леонор Фини, которая была старше его на четырнадцать лет.
Leonor Fini in his Studio. 1952 г.
Брак втроем
Как уточняют биографы, встреча Леонор и Константия произошла в 1951 году на выставке Римского Квадринале у картины итальянского художника-сюрреалиста Фабрицио Клеричи (Fabrizio Clerici, 15 мая 1913 –7 июня 1993) «Минотавр публично обвиняет свою мать» (The Minotaur publicly accuses his mother, 1948).
Fabrizio Clerici The Minotaur publicly accuses his mother. 1948 г.
Кстати, Клеричи был родом из Милана, он был знаком с Фини и, судя по его эссе «Встреча с Леонор», написанному в 1945 году, был влюблен в нее.
Leonor Fini Ritratto di Fabrizio Clerici. 1952 г.
Giancarlo Renzetti Ritratto di Fabrizio Clerici. 1992 г.
Историк Юлия Хартвиг пишет: «Еленский вспоминал об этой встрече с особой трогательностью. Леонор показала ему рисунок, сделанный накануне, на котором был изображен человек, похожий на кошку». Узнав имя Константия, она сказала, что это знак судьбы, и заявила, что будет называть его Кот, не Гатто (кот по-итальянски «gatto»), а именно Cot. Кроме того, узнав о том, что Константий - незаконнорожденный сводный брат Сфорцино Сфорца (сына графа Карло), Леонор была в восторге, поскольку Сфорцино был одним из ее бывших любовников.
Как пишут историки, их страсть была неудержима, вскоре Леонор с Котом провели первый совместный отпуск на курорте Торре Сан-Лоренцо в регионе Анцио (Италия).
Leonor Fini In the Tower (В башне).
Благодаря Леонор, Еленский в 1952 году переехал из Рима в Париж. Хотя еще пару лет назад (в 1950 году) Ежи Гедройц предлагал ему пост корреспондента «Культуры» в Берлине и перспективу работать в генеральном секретариате «Конгресса свободы культуры», но Константий в Риме был финансово очень обеспечен, поэтому, под предлогом заботы о пожилых родителях, отказался. А тут, бросив все, помчался за любимой в другую страну. Отмечу, что благодаря помощи Гедройца и Чапского, Еленский очень быстро получил должность руководителя восточноевропейской секции Конгресса и место в редакции журнала «Прёв», который являлся печатным органом парижского отделения Конгресса.
На «семейном совете» со Станислао было решено, что жить они будут вместе. Таким образом, Кот поселился в парижской квартире Леонор. Эта квартира находилась в трехэтажном доме восемнадцатого века в одном из старейших и самых живописных районов Парижа, рядом с Площадью Виктории с конной статуей Людовика XIV и Банком Франции.
Leonor Fini Armoire anthropomorphe (Wardrobe)
(Антропоморфный кабинет (шкаф)). 1939 г.
Жилье Фини являло собой салон, заполненный мебелью и безделушками в стиле модерн, в котором, кроме трех жильцов, обитало более двадцати кошек (о них речь впереди), свободно бродивших повсюду.
Современники писали о том, что у этих трех творческих людей сложились удивительно красивые отношения, продолжавшиеся непрерывно в течение почти сорока лет.
Leonor Fini con il triplice ritratto di Kot e Sergio.
Leonor Fini Selfportrait with Kot and Sergio.
Хотя у таких отношений были и противники. Например, в том же 1952 году друг Кота – Юзеф Чапский писал ему, что «жизнь в Ее орбите погубит Константия». На что тот ответил: «Я был, возможно (в произвольном порядке): либералом, сыном, гуманитарием, прилежным чиновником, поляком, другом, любовником, педерастом и т.д. Но, поверьте мне, Юзеф, я нашел в ней необычный характер, который дает мне покой, помогает снять пустоту жизни, активизирует интеллектуальное вдохновение». В письмах к Чапскому Кот называет Леонор солнцем и луной, которые отражают ее сияние, и резюмирует: «Если бы я не встретил Леонор, то, может быть, был бы уже сегодня мертв». Леонор, Станислао и Константий создали свою собственную Вселенную, в которой важное место занимала эротика и творчество.
Leonor Fini i Konstanty Jeleński
Хотя и Леонор, и любившие ее мужчины были очень разными, они, как нельзя лучше дополняли друг друга. С одной стороны, тихий и спокойный, неподдающийся на конфликты в силу своего дипломатического прошлого и даже немного флегматичный Станислао, с другой – «итальянская фурия», известная своими необъяснимыми и безудержными вспышками гнева, страстная как в чувствах, так и в ярости Леонор. А между ними Кот, которого можно было охарактеризовать тремя словами - терпимость, беспристрастие и снисходительность, поскольку Еленский ко всему подходил с чувством и пониманием, но и с дистанцией, которым его научила жизнь.
Leonor Fini L'Homme aux masques (Мужчина с масками). 1949 г.
Поэтому семейные недоразумения, дрязги и ссоры никогда не «выносились из избы». Поэт Чеслав Милош, часто бывавший на «Польских вечерах» в доме Фуни, писал, что это был «храм шепота и тайн», настоящая «мастерская созидания». Когда позже в доме появилась помощница по хозяйству, она охарактеризовала то, что происходило в доме, как «немного тюрьмы и много театра».
Leonor Fini Outre Songe (Кроме того мечта). 1978 г.
Сама Фини всегда считала сексуальную свободу решающим фактором в своей жизни, она говорила: «Я с 18 лет всегда предпочитала жить, как в коммуне. Поэтому я и создала большой дом с мастерской, завела много кошек и друзей, и живу с двумя мужчинами, один из которых прекрасный любовник, другой – скорее друг. Причем, один из них работает, а значит, кормит семью».
Впрочем, «близкий круг» общения художницы был очень узок, кроме любимых «мужей» туда были допущены в разные годы американский художник Ричард Оверстрит и аргентинский поэт Хуан Баттиста-Пинеро.
ПРОДОЛЖЕНИЕ