НАЧАЛО
Остановившись в биографии Еленского на его встрече с Леонор, напишу все же о том, чем он занимался, чем прославился, и почему в Польше его считают знаменитым польским писателем и называют «послом польской культуры в Европе». Польский композитор Стефан Киселевский (Stefan Kisielewski, 1911-1991) называл Еленского «неиспользованным гением». Действительно, Еленский был переводчиком, журналистом, полиглотом, преданным пропагандистом польской литературы, в частности творчества Витольда Гомбровича, которого обожал с юности. Сам Гомбрович писал в своем дневнике: «На всех изданиях моих произведений на иностранных языках надо поставить штамп «благодаря Еленскому»». Кот свободно писал по-английски, по-французски и по-итальянски, печатался в журналах по всей Европе. Он писал эссе о жизни и творчестве выдающихся польских писателей, с большинством которых он был знаком лично, публиковал заметки о произведениях близких ему художников.
В 1965 году в Париже вышла составленная Еленским «Антология польской поэзии», часть стихотворений в которой он перевел сам. В 1983 году Константий вместе с Пьером Эмманюэлем перевел сборник стихотворений Кароля Войтылы, ставшего в 1978 году 264-м Папой Римским под именем Иоанна Павла II, а год спустя перевел часть стихотворений и поэм Чеслава Милоша.
Безусловно, каждую минуту Кот помнил о своей любимой Леонор. Как вспоминал еще один польский писатель-эмигрант Густав Герлинг-Грудзинский (Gustaw Herling-Grudziński, 1919-2000): «Кот был автором очерков о творчестве Леонор и организатором ее выставок. Каждый день после возвращения домой из офиса или редакции, он сразу же бежал в студию, чтобы увидеть, что нарисовала за день Фини».
Кошки
Леонор практически всю жизнь обожала кошек, особенно персидских. Забота о своих меньших друзьях стояла для художницы на втором месте после творчества.
Leonor Fini in the Studio 1961 г.
В парижской квартире Фини обитали 23 кошки (!). Они спали в постели с хозяйкой, во время еды им было разрешено бродить по обеденному столу, выбирая лакомые кусочки из тарелок. И горе было тому гостю, который посмел пожаловаться на «такое безобразие» или, хуже того, согнать кошку со стола. Болезнь любой из ее кошек могла отправить Леонор в глубокую депрессию.
Leonor Fini La Vie Ideale (Идеальная жизнь). 1950 г.
Leonor Fini Dimanche Apres Midi (Воскресный полдень). 1980 г.
В некотором смысле, кошки являлись тотемом для художницы. Фини и себя отождествляла с женщиной - кошкой, свободной, как ветер. Впрочем, об этом я уже упоминал. Сфинксы и кошки часто появлялись на картинах художницы, играя важную роль в ее творчестве.
Leonor Fini Les Mutantes (Мутанты).
Leonor Fini Psyche (Психея). 1975 г.
Как пишут историки, порой обоим мужчинам, и Станислао, и Константию, приходилось добиваться внимания Леонор, соревнуясь в этом с ее любимыми кошками и котами. Может быть, поэтому кошки часто встречаются и в работах Станислао Лепри?
Stanislao Lepri Без названия.
Stanislao Lepri Mon royaume (Моё королевство). 1965 г.
Stanislao Lepri Coup de foudre (Любовь с первого взгляда). 1977 г.
Середина ХХ века
Возвращаясь к творчеству самой Фини, надо отметить, что художница уверенно, последовательно и плодотворно продолжала выражать свое видение женственности, выстраивая свой «Ренессансный миф».
Leonor Fini Autoritratto. 1968 г.
Кредо Фини – «Любая живопись эротична». Сама Леонор говорила: «Этот эротизм не обязательно должен быть в теме произведения, он может проглядывать в форме письма одежды, дизайне руки или складках ткани».
Художница продолжала периодически отвергать прилипшее к ней звание «художницы-сюрреалистки», хотя все продолжали считать ее таковой до самой смерти. Возможно, поэтому Фини часто меняла стиль, работала в разных техниках, выступала в средствах массовой информации, открещиваясь от «сюра» в своем творчестве. При этом известность художницы становилась все шире, ее работы выставлялись в крупнейших галереях и музеях по всему миру.
Leonor Fini Gardienne de Sources.
Leonor Fini The guardian of the flowers.
Большие персональные выставки Фини прошли в родной Италии (1983), в парижском Музее Люксембург (1986), в Бельгии (1965) и Японии (1973, 1986).
Летом 1954 года Леонор почувствовала потребность укрыться на время от шумной столицы. Такое укромное место наш «тройственный семейный союз» нашел на острове Корсика в маленьком почти безлюдном городке Нонца.
Nonza (Corsica).
Пишу «безлюдном», поскольку по статистике 1968 года население городка составляло 137 человек, замечу, в 2008 году жителей было всего 66 человек. В этом «диком месте», как называла его Леонор, она чувствовала себя в полной гармонии. Одни источники утверждают, что Станислао Лепри купил участок земли с развалинами заброшенного францисканского монастыря, другие пишут – сама Леонор в течение многих лет арендовала помещение на территории бывшего монастыря в качестве своей летней резиденции. В любом случае, Корсика стала для Фини и Лепри местом для отдыха и работы.
Eddy Brofferio Leonor Fini. 1965 г.
Leonor Fini La Serrure (Замок). 1965 г.
В этот период были написаны портреты итальянской актрисы Алиды Валли (Alida Valli, 31 мая 1921 — 22 апреля 2006), французского писателя Жака Одиберти (Jacques Audiberti, 1899-1965), дизайнера ювелирных украшений Жана Шлюмберже (Jean Schlumberger, 24 июня 1907 – 29 августа 1987), а также многих других знаменитостей и состоятельных парижан. Во время работы над портретом итальянского модельера и дизайнера, создательницы стиля «прет-а-порте» Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli, 10 сентября 1890 - 13 ноября 1973) Леонор разработала дизайн флакона для духов «Шок» (Shocking), и эти духи стали лучшим продуктом Дома Скиапарелли.
Фини дружила со многими великими и талантливыми людьми, которые жили в Париже в середине ХХ века.
Leonor Fini La Leçon de Botanique (Урок ботаники). 1974 г.
Сценограф и иллюстратор
Помимо живописи и графики Фини прославилась и как театральный сценограф и дизайнер. Впервые балет «Сон Леонор» по её либретто и музыку Б.Бриттена, с её декорациями и костюмами поставил в 1949 году Фредерик Аштон. Фини работала в театре с Джорджо Стрелером, Хорхе Лавелли и Джорджем Баланчиным, она создала театральные декорации и костюмы для Парижской оперы (1963), Театра де Пари (1969), театра Мариньи и театра Ла Скала в Милане. Леонор были созданы костюмы и декорации для первого балета «Леди Ночь» (Les Demoiselles de la nuit) труппы Ролана Пети Париже. В этом балете блистала молодая Марго Фонтейн. Портрет Фонтейн Фини тоже писала. Историки пишут, что Марго согласилась позировать в благодарность за то, что Леонор помогала искать средства для финансирования молодой балетной труппы.
Leonor Fini Margot Fonteyn e Joy Brown. 1948 г.
Leonor Fini Retour Voyage (Возвращение из путешествия).
Не менее радужно складывались отношения художницы с кинематографом. Среди близких друзей Леонор был арт-директор и художник кино Чезаре Павини, с которым Фини познакомилась в Риме в 1940 году и портреты которого писала несколько раз. Чезаре познакомил Леонор с Лукино Висконти. С мэтром художница не работала, зато была художником по костюмам в фильмах «Ромео и Джульетта» Ренато Кастеллани (1953), «Восемь с половиной» Федерико Феллини (1963) и «Прогулка с любовью и смертью» Джона Хьюстона (1968).
Leonor Fini Standing Nude of Cesare Pavani. 1943-46 г.
Leonor Fini Cesare Pavani. 1948 г.
Leonor Fini La Machine Au Coudre (Швейная машинка). 1978 г.
Leonor Fini Casta Diva. 1974 г.
Отдельная тема творчества Фини – книжные иллюстрации. Питая страсть к литературе и поэзии, живя с писателем, Леонор проиллюстрировала более пятидесяти книг. Среди работ художницы – иллюстрации к драме «Буря» Шекспира, сборнику «Цветы зла» Шарля Бодлера, «Аврелию» Жерара де Нерваля, «Собору любви» О.Паниццы, стихотвореним Эдгара Аллана По и Поля Верлена, романам маркиза Де Сада и Марселя Эме. Самой известной работой считаются иллюстрации к эротическому роману «История О» (1954) Доминика Ори, которого долгое время знали под псевдонимом Полин Реаж.
Кстати, картину "Слепые" Еленский выбрал в качестве обложки для первого английского перевода своей книги о творчестве Леонор, изданной в 1972 году в Нью-Йорке.
Историки пишут о «литературной щедрости» Фини, поскольку иногда она просто дарила писателям свои иллюстрации к их произведениям, надеясь, что это поможет им опубликовать или издать свои творения.
Мало того, Фини и сама пробовала себя на литературном поприще, в 1970 году она написала три романа и сборник «Мохнатые сказки для детей». В свою очередь многие писатели и художники посвящали Леонор свои эссе и стихотворения, среди которых Поль Элюар и Марио Прац, Джорджо де Кирико, Ив Бонфуа и Жан-Клод Дедье.
Послесловие
Леонор Фини пережила своих любимых мужчин.
Leonor Fini Dialogue impossible (Диалог невозможен). 1994 г.
Первым ушел в мир иной в 1980 году Станислао Лепри. Любимый Кот Еленский в 1987 году вышел на пенсию и 4 мая того же года скончался в Париже. Сама художница умерла 18 января 1996 года в возрасте 89 лет. Фини была похоронена на кладбище в Сен-Ди на Луаре, где Лепри в 1960-х купил небольшую виллу, в одном склепе со Станислао и Константием. Даже после смерти они были вместе.
Леонор Фини в конце 1970-х годов.
Leonor Fini The Metamorphoses of a Woman I.
Leonor Fini The Metamorphoses of a Woman II.
Еще при жизни Леонор бельгийский кинорежиссёр Крис Верморкен посвятил ей документальный фильм (1991).
В конце ХХ века и начале XXI ретроспективы Фини были проведены во Франции (1997), Германии (1998), Англии (2001), Италии (2005), Японии (2005) и США (1997, 1999, 2002, 2006, 2008). Выставка «Леонор Фини, итальянский Париж» прошла в 2009 году в ее родном Триесте.
Leonor Fini Chamre D'Echo (Комната с эхом). 1974 г.
Leonor-Fini Voyageurs au repos (Путешественники на отдыхе). 1978 г.
В 2007 году Питер Уэбб написал первую полную биографию художницы «Леонор Фини, искусство метаморфоз».
Самая большая коллекция работ Фини находится в парижской галерее CFM, которой владеет Нил Цукерман. Последние восемнадцать лет жизни Леонор он близко общался и дружил с художницей. После смерти Фини Цукерман подтверждал подлинность ее работ для аукционных домов «Сотбис» и «Кристи» в Нью-Йорке и Лондоне, написал три книги о Фини и массу статей для журналов и каталогов.
Leonor Fini Sultanes et Magiciennes. Le Coffre (Султаны и маги. Сундук). 1976 г.
Одна из подруг Леонор – владелица парижской Галереи Мински Арлетт Сухами (Arlette Souhami) с 1998 года, практически ежегодно, проводит у себя выставки Фини, а также создала в Сети виртуальную галерею произведений художницы.
Leonor Fini La Prison de Zigrifine. 1976 г.
Источники: Википедия, сайты 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 , 9 , 10, 11, 12.
|