«Поздравление молодых в доме помещика», 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Сцена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825) — «Корчма на литовской границе», 1862. Всероссийский музей А. С. Пушкина
Урок пряжи. 1859. Тюменский музей изобразительных искусств
"Дедушка русского флота" Государственный Музей Искусств Узбекистана,Ташкент
«Земство обедает» Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.
Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.
«Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.
«Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».
Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.
Опахивание. 1876 Холст, масло. 78 x 134 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
Самосжигатели. 1882,1884 Холст, масло. 139 x 283 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.
Дорога во ржи. 1881, Холст, масло. 65 x 145 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).
Страдная пора (Косцы). 1887, Холст, масло. 179 x 275 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
«Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.
Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.
Осенний вид в Крыму. 1884 Холст, масло. 80 x 156 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Скалы, 1884, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
У чужого счастья, Таганрогский художественный музей
Портрет молодой женщины, 1899 г (аукцион)
Портрет старика (аукцион)
Портрет бородатого крестьянина с посохом и жестяным чайником, 1898 (аукцион)
В ПОЛЕ (аукцион)
Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).
Первый оттиск. Портрет И.И.Шишкина. 1891, Холст, масло. 187 x 123 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).
«Сам с собою, или Игра в шахматы», 1907. Музей шахмат
«Смотрины невесты», 2-я пол. XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Пристань в Ялте», 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
«Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини Зинаиды Волконской. Худ. Г.Г. Мясоедов. В левой части картины, у колонны – Петр Чаадаев, 1904-1906.
"Иван Грозный в келье псковского старца Николы"
Три сестры в парке, 1888, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осиротели, Харьковский художественный музей
Сумерки. 1880, Холст, масло. 79 x 143 см, Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова
Курсистка. На пути к знаниям, Полтавский художественный музей
В Севастополе в 1854 году. 1878, Холст, масло . 114 x 156 см, Харьковский художественный музей, Украина
Молебен во время засухи. 1880, Холст, масло. 74 x 148 см, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Сумерки, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы
Мальчик-итальянец, Музей «Спасское», Тула
Портрет В.В. Стасова Государственный Литературный музей, Москва
Испанец. 1866, Этюд,Холст, масло. 21 x 17 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Myasoyedov by Kramskoi (Государственная Третьяковская галерея)
Внешность Мясоедова говорила сама за себя.
Высокий, с умным лицом, длинным и искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония и едкий сарказм.
Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.
Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…
Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.
— Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, — говорил потом художник.
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.
Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын». В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.
Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.
— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.
В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.
— Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак… — так оценивал студенческое творчество Вани Григорий.
областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина)
Ива́н Григо́рьевич Мясое́дов (30 сентября (12 октября) 1881, Харьков, Российская империя — 27 июля 1953, Буэнос-Айрес, Аргентина) — русский и лихтенштейнский художник, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок.
Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.
Г.Г. Мясоедов в предсмертной агонии. Зарисовано с натуры его сыном Иваном Мясоедовым
На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…
Осеннее утро. 1893, Холст, масло. 88 x 70 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Весной (Лесной ручей близ Полтавы). 1890, Холст, масло. 75 x 56 см,Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
Родник. 1890-е, Холст, масло. 35 x 34 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Пруд в лесу, Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник
Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.