Константин Егорович Маковский (2 июля (20 июня) 1839—30 (17) сентября
1915) — известный российский художник, присоединившийся к передвижникам.
Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты»
(1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в
предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем
академизма.
Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля
искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор
Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища,
которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и
зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все
дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками (см. Маковский).
Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным
себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».
В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные
награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К.
Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к
романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в
Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с
такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия
Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский,
вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на
Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему
Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.
Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном
Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец
сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей
«Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать
над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы
как на выставках Академии, так и на передвижных художественных
выставках.
Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и
Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и
психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.
В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На
Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за
картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он
был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских
художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как
предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский,
поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём
предвестника Русского импрессионизма.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения
художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего
времени.
Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.
Женский образ
Чарка меду. 1890-е
Чарка меду. Около 1910
Русская красавица
Девушка в жемчужном ожерелье. Конец 1880-х – 1890-е
За чаем. 1914
Боярышня. 1890-1900-е
Боярышня. 1890-е
Русская красавица в кокошнике. 1890-е
Боярышня
Ирен Беляева.
Боярышня
Боярышня с подносом
Боярышня. 1890
Боярыня у окна
Портрет девушки в русском костюме (Боярышня)
Боярышня у окна (с прялкой). 1890-е
Боярышня. 1884
Боярышня
Боярышня. 1880-е
Русская красавица. 1900-е
Боярышня. 1900-е
Боярышня
За прялкой (Портрет дочери Ольги). Конец 1890-х
У околицы
Боярыня. 1890-е