"Погоня" 1765 Лувр, Париж
Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (1732–1806), французский живописец и график. Учился в Париже у Ж.Б.С.Шардена, Ф. Буше, К.Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761); работал в Париже. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея - Лувра. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами ("Качели”, 1766, собрание Уоллес, Лондон; "Праздник в Сен-Клу”, 1775, Французский банк, Париж; "Поцелуй украдкой”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара - штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины , бистра , иногда сепии. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка!», 1778г.), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг.), тонкостью свето - воздушных эффектов. Он мастер мимолетного наброска с натуры. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности, из интимной сферы жизни. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века.
"Девочка, играющая с собачкой" 1772, Частное собрание, Париж
"Читающая молодая женщина" 1776, Нац.галерея, Вашингтон
"Поцелуй украдкой" 1780-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Качели" 1766 Собрание Уоллес, Лондон
"Урок для всех" 1780
"Свидание" 1771-1773
"Психея показывает сестрам подарки Амура"
"Мечтания" 1768
"Выигранный поцелуй" 1768
"Задвижка!" 1778
"Музыкальное парти" 1770-е
1770-е"Венец возлюбленному" 1771-1773
"Любовное письмо" 1773
|