Среди художников ХХ века, занимавшихся темой города, особого разговора заслуживает Альбер Марке (1875 - 1947).
Несмотря на то, что до Марке и одновременно с ним работало огромное количество художников, сделавших Париж чуть ли не модным сюжетом, не было еще ни одного живописца, для которого Париж стал бы основной темой. Марке оказался в числе первых. И одним из главных отличий его пейзажей была устойчивость Парижа даже в самых мимолетных его состояниях, в то время, как, скажем, у импрессионистов он исключительно подвижен. Впервые в городском пейзаже Марке появляется своя интонация, свое настроение и состояние – особой тишины, свежести, просветленности. Марке, перед которым, разумеется, встала проблема конкретности изображения архитектурных памятников и ансамблей, достойно справился с ней, не превратив городской пейзаж в ведуту, «видовую живопись». Он ограничился, по замечанию Н.М. Леняшиной, «принципом напоминания»: сочетанием «пластического обобщения холста в целом с акцентами, с решенными так же обобщенно, но тем не менее легко опознаваемыми, смысловыми вехами города – Эйфелевой башней и Сен-Шапель, Пантеоном и Нотр-Дам». Другой отечественный исследователь творчества Марке, М.Ю. Герман, отмечает его «пластическую застенчивость», исключающую какой бы то ни было внешний эффект, эпатаж или живописную пикантность. Почти все пейзажи художник писал с высоты пятого-шестого этажа – не только (и не столько) стараясь избежать любопытствующих прохожих, но и для того, чтобы иметь возможность широко охватить пространство Парижа. В какой бы период творчества Марке ни обращался к городскому пейзажу, главным в городе ему казалась разумная организованность и – очеловеченность. Он изображал среду, в которой живут люди, причем никогда не сочинял картину, всегда работал только с натуры. Для Марке Париж, Гамбург или Венеция – города, в большей или меньшей степени изученные, но всегда – современные, со своей повседневной жизнью. Марке, взаимодействуя с импрессионизмом и одновременно отталкиваясь от него, нашел наиболее точное средство передачи душевного состояния в этих лаконичных работах. Эти качества стали основополагающими для будущего развития пейзажной живописи, приведшего в дальнейшем, в результате разнообразных художественных исканий, к пейзажам Г. Нисского и Р. Кента, А. Ведерникова и М. Сарьяна, Н. де Сталя и других художников разных народов. Дэвид Хокни в одном из интервью восторженно отозвался о выставке живописи Альбера Марке и заметил, что после посещения этой выставки парижские улицы воспринимались как продолжение пейзажей Марке. Это не единственное свидетельство о том, что наиболее полно объективность повествования и субъективность лирического восприятия города сочетались в творчестве Альбера Марке, вплоть до того, что многие уголки Парижа воспринимаются сейчас как будто его глазами.
Елизаров Александр Борисович. «Портрет художника Албера Марке.»
|