Карло Боссоли родился в швейцарском городе Лу¬гано. Спустя пять лет семейство переселяется в Одессу. Сей выбор не случаен. К тому времени Одесса была важнейшим русским торговым портом на Черном море, строительством которого руководил выходец из Италии де Рибас. К началу века итальянцы составляли 10% населения города».
Привлечение иностранцев в южные пределы России, придание им многочисленных льгот было частью политики в сфере развития торговли, внешних связей, культуры; политики, с блеском продолженной М.С.Воронцовым. Так в Одессе сложилась колония «русских итальянцев». На первых порах в ней, естественно, преобладали негоцианты и мореплаватели. За ними потянулись ремесленники, фармацевты, школьные учителя, люди искусства. В Одессе обосновались известные архитекторы, скульпторы, художники: Торричелли, Наннини, Фазарди, Бигатти...
Попав в артистическую среду, К.Боссоли рано обнаружил незаурядное художественное дарование, чему в немалой степени способствовала работа в антикварной лавке по продаже эстампов, где в свободное время он много рисовал и копировал. Первыми учителями были, вероятно, одесские художники его окружения. Известно, что с 1828 года он работает в мастерской Наннини — художника Одесской оперы. Вскоре успехи талантливого иллюстратора и пейзажиста были замечены графом Воронцовым, который заказывает ему работы с видами Одессы.
Фортуна явно благоволила к молодому итальянцу. Впрочем, как и Е.К.Воронцова, по совету и настоянию которой К.Боссоли отправляется в Италию. Он провел там немногим более года (весна 1839-лето 1840): углубленно изучал классическую и современную школу живописи. По возвращении художник принимает приглашение М.С.Воронцова и отправ¬ляется в Крым, в Алупку. Было ли это посещение первым. Таких свидетельств мы не имеем. Но то, что К.Боссоли жил здесь в 1840—1842 годах, известно до¬подлинно.
Объездив весь полуостров как путешественник, исследователь, живописец, он выразил свои впечатления в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). Работы 1840—1842 годов убеждают, что именно в Крыму окончательно сложилась творческая манера художника: виртуозное владение техникой рисунка, реализм, глубокое чувство натуры и перспективы.
В 1843 году по настоянию матери, мечтавшей вернуться на родину, К.Боссоли покидает Россию, где прожил 23 года. Он объездит полмира, обретет известность как изорепортер (его путевые заметки печатали во многих престижных изданиях, в частности в «Тайме»); некоторое время будет даже придворным английским живописцем. Но очарование благословенной Тавриды осталось в его сердце навсегда.
Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия по-среди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока... Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.
|