Гюстав Курбе (Courbet) (10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.
«...никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви... ни к какому режиму, как только к режиму свободы».
Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) — картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций.
Картина «Послеобеденное время в Орнане» почти наверняка была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из наездов художника в родной город, но окончательно завершена, видимо, в Париже. Франсис Вей вспоминает, что видел ее незаконченной, когда впервые посетил мастерскую Курбе на исходе 1848 года. Вей, филолог и автор романов, родился в 1812 году в Безансоне. Его друг Шанфлери, недавно открывший для себя Курбе и желавший поделиться с Веем своим восхищением перед молодым художником, привел того на улицу Отфёй, где их принял «высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый,, костлявый... Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст [«Послеобеденное время в Орнане»]... «Почему вы еще не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте? — воскликнул я.— Еще никто никогда не писал так, как вы!» — «Верно! — отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте.— Я пишу как бог!».
.......1850-е — наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» — метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек — они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне — молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги.
Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Картина очень понравилась орнанцам, и, по словам Прудона, кое-кто предлагал даже купить ее и повесить над алтарем приходской церкви, потому что она содержит мораль. Именно Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а «Дробильщиков камня» — первой социальной картиной: «Дробильщики камня» — насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины... для выполнения... самых разных работ... и не способна освободить человека от самого срубого физического труда...». Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат, и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня», интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Письмо к Вею ^указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной. В 1866 году, когда Идвиль, друг и будущий биограф Курбе, спросил у него: «Разве вы намеревались выразить социальный протест фигурами двух этих людей, согнувшихся под бременем непосильного труда? Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе, и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость... проистекает от возмущения несправедливостью, и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они [реакционеры] именуют социальным вопросом».
А также «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851). Принятые в Салон, картины вызвали скандал. Академическая критика объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Шумные протесты вызвали и «Купальщицы», появившиеся двумя годами позже. Курбе отказался в них от идеализации женского тела, изобразив вместо салонной красавицы — крестьянку.
Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844—45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853—55) и др. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Это был первый во французской живописи групповой портрет людей искусства, объединенных близкими эстетическими взглядами.
В портреты он вводил элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам (таковы Бодлер, композитор Берлиоз, 1850). Жанровой, по сути, сценой является картина «Здравствуйте, господин Курбе» (момент встречи художника с меценатом Брюйа на прогулке, оригинальный вариант портрета Брюйа, 1854).
Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Волна» (1870), «Хижина в горах» (1870), «Море у берегов Нормандии» (1867).
Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).
Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы реалистического направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.
Его прах был перевезен на родину только в 1919.
________________________________
http://www.artvedia.ru/history/
|