Шедевры,проданные СССР за границу
26 октября 1920 года Совет Народных комиссаров издал постановление о продаже художественных ценностей за границу. С этого момента началось разбазаривание шедевров из музеев страны. О самых известных картинах, проданных Советской властью, мы расскажем.
Рафаэль Санти «Мадонна Альба»
Советская пропаганда многие годы создавала миф о том, что коммунисты – большие радетели за сохранение культурных ценностей, которые враги регулярно пытаются вывести за рубеж. Судьба шедевра Рафаэля Санти наглядно демонстрирует, как все обстояло на самом деле.
Эта картина великого мастера, написанная в 1511 году, была куплена Николаем II специально для Эрмитажа в 1836 году за баснословные, по тем временам, деньги: 14 тысяч фунтов стерлингов. В среде музейщиков и коллекционеров во всем мире «Мадонну Альбу» называли «Петербургской мадонной.
В апреле 1931 года знаменитую картину продали по соображениям «несоветского содержания» сюжета. Покупателем стал, если изъясняться той же терминологией, абсолютный антисоветчик – Эндрю Меллон. Он был американским миллиардером, министром финансов при трех президентах, послом США в Великобритании и страстным коллекционером. Забегая вперед, скажем, что именно Меллон стал одним из основных покупателей шедевров из российских музеев. Предприимчивый американец заплатил тогда за картину Рафаэля Санти 1 166 400 долларов – сумму как минимум вдвое ниже реальной стоимости на момент покупки.
Сейчас «Мадонна Альба» - «Петербургская Мадонна» - находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Ее построил на свои деньги Эндрю Меллон. Он же завещал этой галерее практически всю свою коллекцию. Сколько сейчас может стоить картина, сказать невозможно: шедевры такого рода уже практически не имеют цены.
Рембрандт «Портрет Титуса». Вот что мы читаем на сайте Лувра, куда в конце концов попала картина http://cartelen.louvre.fr/cartelen/visite?srv=car_not_frame&idNotice=13797&langue=fr
Картина, как видим, теперь не приписывается безоговорочно великому голландцу, возможно была создана в его мастерской.
© Musée du Louvre/A. Dequier - M. Bard
Richelieu 2 e étage Rembrandt Salle 31 Harmensz. van Rijn REMBRANDT Leyde, 1606 - Amsterdam, 1669
Portrait de Titus (1641 - 1668), fils de Rembrandt Vers 1662 H. : 0,72 m. ; L. : 0,56 m.
On s'accorde depuis la fin du XIXe siècle à voir dans ce visage les traits de Titus. Bel et émouvant tableau, même si des doutes ont été parfois exprimés à son encontre.
Musée de l'Ermitage, Saint-Pétersbourg, depuis 1784 ; ventes de l'État soviétique, 1930 (продана советским правительством в 1930 г.)
Don Etienne Nicolas, Paris, 1948 (comme Rembrandt)
Département des Peintures
R.F. 1948-34
«Вооружённые только одной наивностью, мы выходим на большую дорогу с Рембрандтами, Ван Эйками, Ватто и Гудонами», - с гордостью писал в те годы Николай Ильин, председатель правления Всесоюзной государственной торговой конторы «Антиквариат». Именно эта контора отвечала за варварское разбазаривание музейных ценностей. Насчет «большой дороги» товарищ Ильин не соврал, иначе как бандитизмом действия его и его подчиненных назвать невозможно. А вот по поводу «одной наивности» на вооружении, сильно пококетничал. Вооружены товарищи, разграбившие музеи России, были хорошо.
Шедевр Рембрандта, составлявший гордость коллекции Эрмитажа, был приобретен еще одним постоянным тогдашним покупателем национального достояния России – Галустом Гюльбенкяном. Об этой личности уже написано и сказано достаточно: нефтепромышленник, аферист, шпион, Робин Гуд, циник, романтик – мнения расходятся. Но личность это была незаурядная. Большую часть своей коллекции, в том числе, шедевры из Эрмитажа, Гюльбенкян завещал им же созданному музею в Лиссабоне.
Сандро Боттичели «Поклонение Волхвов»
Бесценная работа великого Боттичели была приобретена специально для Эрмитажа Александром I в 1808 году. Такие шедевры не продаются в принципе.
«Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьёзнейшего диагноза», - трудно поверить, но это строки из открытого письма советскому правительству от 17 июля 1930. Автор письма – Галуст Гюльбенкян. Все-таки романтик? Или умный дипломат?
В 1930 году власти страны его послушали и «Поклонение волхвов» не продали. Зато продали в феврале 1931 года. Но не Гюльбенкяну, а Эндрю Меллону за 830 тысяч долларов – цена практически символическая.
Один из самых крупных торговцев предметами искусства того времени Джозеф Дьювин произнес фразу, вошедшую в историю: «В результате блестящих покупок Меллона Эрмитаж лишился величайшей в мире коллекции картин; она превратилась в деньги».
Тициан «Венера перед зеркалом»
«Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть не лучшее произведение Тициана. Вообще к нам в Эрмитаж – самые лучшие образчики старых мастеров попали», - с гордостью писал великий русский живописец Василий Суриков в 1884 году. Но в тридцатые годы следующего, страшного, века судьбу художественных произведений решали, увы, не живописцы и не искусствоведы.
1. Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Вашингтонская Национальная галерея
2. Ян ван Эйк. Благовещение. Вашингтон
3. Никола Пуссен. Триумф Галатеи. Музей в Филадельфии.
4. Антуан Ватто. Меццетен. В Музее Метрополитен.
5. Паоло Веронезе. Нахождение Моисея, в Музее Метрополитен
6.Тьеполо. Пир Клеопатры. Гигантский холст, теперь в Мельбурне
7. Поклонение волхвов Боттичелли. Лучший по цвету файл
8. Оно же на стене галереи
9.Портреты молодого человека и офицера Франса Хальса, в Вашингтонской галерее
10.Веласкес. Этюд к портрету папы Иннокентия Х, шедевр портретного искусства 17 века, в Вашингтонской Национальной галерее
11. Рембрандт. Портрет старика. Работа мастерской Рембрандта, как оказалось!
12. Рембрандт. Афина-Паллада. Собр. Гюлбенкяна. Не полностью исполнена Рембрандтом, как выяснилось
13. Мадонна Альба Рафаэля, в Вашингтонской Национальной галерее
14.Рубенс. Портрет Елены Фоурмен. Собрание Гюлбенкяна в Лиссабоне
15.Отречение св. Петра. Шедевр Рембрандта. Ныне вернулся на родину, в амстердамском Рейксмузеуме.
16. Тициан. Венера с зеркалом. Величайший шедевр, в Вашингтонской Национальной галерее
17. Ян ван Эйк. Диптих с Распятием и сценой Страшного суда (т.наз. Татищевсий складень). В Музее Метрополитен, Нью-Йорк
tript (581x700, 449Kb)
Академик Борис Пиотровский вспоминал, что картины исчезали ночью – как люди. По ночам к подъезду Эрмитажа подкатывали машины, похожие на те, в которых увозили людей (их прозвали «черными Марусями»). А утром вместо увезенных картин вывешивались таблички: «Картина взята на реставрацию» или «Картина снята для фотографирования». Одной из таких исчезнувших стала «Венера перед зеркалом». Шедевр Тициана продали Эндрю Меллону. «Меня провели по всему Эрмитажу и заявили: «Мы продаем все – любое в любом музее. Выбирайте, что вам интереснее», - писал в то время секретарь американского миллиардера, помогавший своему хозяину отбирать картины для покупки. Судя по всему, Венера была среди выбранных.
Ян ван Эйк «Распятие»
Уникальность продажи этого шедевра в том, что такой ценой удалось спасти другие ценнейшие музейные экспонаты. В 1933 году американская газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью о том, что музею Метрополитен посчастливилось купить у Советской России шедевр Яна ван Эйка «Распятие». Вроде бы тайное стало явным. В мире таких продаж не понимали, страдал международный престиж страны. Не отреагировать на такую статью руководство СССР не могло. 15 июля 1933 года было принято специальное постановление Политбюро, в котором, в частности, было записано решение «прекратить экспорт картин из Эрмитажа и других музеев». Конечно, полностью распродавать национальное достояние не прекратили, но поток шедевров, продаваемых за границу, существенно уменьшился.
По официальной версии, которая при советской власти излагалась во всех учебниках истории, музейные ценности распродавались, чтобы провести индустриализацию. Под лозунгом индустриализации только из Эрмитажа было продано 59 шедевров мирового значения и 350 работ, имеющих высочайшую художественную ценность. Но все продажи из всех музеев страны составили меньше одного процента ВВП. Так какую задачу ставила советская власть – построить мощную державу или уничтожить ее культуру?