Музей Прадо, Мадрид. Среди рубенсовских полотен есть пять под общим названием «Чувства» (у этих картин – двойное авторство: Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший).
Самое насыщенное полотно – «Зрение». Естественно, что для живописцев «видеть» – значит «жить». Они воспроизвели собственные работы. Это «Охота на тигров», «Двойной портрет Альберта и Изабеллы», «Вакханалия», «Портрет герцога Лерма» и другие работы Рубенса, «Мадонна в цветах» Рубенса и Брейгеля и еще несколько неопознаваемых живописных работ.
На полках – древнеримские и древнегреческие бюсты философов, полководцев, фигурки – копии скульптур с римских гробниц работы Микельанджело Буонаротти (?). На столе, на полу – астрономические инструменты, морские раковины, монеты и медали, книги. Здесь же мартышки играют очками (пенсне) и зрительной трубой.
Рубенс, Ян Брейгель. Зрение. Фрагмент. Венера и Амур
Центральное место – Венера и Амур, как символ того, что всем в мире движет любовь.
На левой стене – большой гобелен, перед ним – шкаф с кубками, модель вселенной. В проеме арки – городской пейзаж и фонтан во дворе дома, в котором располагается это собрание.
Справа видно галерею с высоким расписным арочным потолком и с картинами по всей стене (над попугаем просматривается «Снятие с креста) и полноразмерными статуями (самая крупная, ближе к рамке с цветами – Венера, рядом с ней – Эрот с луком, самая высокая – Геракл с дубиной на пьедестале).
Рубенс, Ян Брейгель. Обоняние::
В картине «Обоняние» центральное место отведено Флоре – богине цветов, одной из богинь плодородия в греческом пантеоне богов. Рядом с ней – путти, младенец. Слева, до самого верха картины – мальва, пониже – тюльпаны, пионы, гвоздики, ромашки, бархатцы, нарциссы, ирисы, вверху справа – сирень.
Рубенс, Ян Брейгель. Обоняние. Фрагмент. Перегонка
На заднем плане две женщины снимают с растущих вдоль стены кустов цветы (белые розы?).
Стол с посудой для ароматов, печка с ретортами для перегонки ароматов. Позади ствола мальвы – печь с горящими углями, на ней – перегонный аппарат.
Чуть в глубине – еще одна печь с перегонным аппаратом. Справа поодаль на круглой печи стоит большая колба со сложной крышкой, на которой сбоку располагается реторта для сбора конденсата (тоже перегонный аппарат).
Чуть поодаль справа – косули, из желез которых добывали ароматические вещества. Рядом с Флорой на полу – баночки, скляночки и зверюшки (может быть, их железы использовались для приготовления стойких духов?).
Слева от нее – горящие угли в круглой жаровне, на углях стоит ваза с чем-то пахучим. А что бы значил на этой картине пес? Вероятно, его нарисовали из-за чувствительности собачьего носа к запахам.
Рубенс, Ян Брейгель. Слух::
На полотне «Слух» звуки, естественно, воспроизвести нельзя. Но на чем и как воспроизвести звуки: музыкальные инструменты, ансамбль на репетиции и сама покровительница музыки муза Эвтерпа играет на кифаре (?).
Рубенс, Ян Брейгель. Слух.Фрагмент. Урок музыки для детей
В левом простенке – триптих «Благовещение», как иллюстрация того, что Мария услышала, что она родит Христа.
На рабочем месте музыкантов (круглый стол с пюпитрами) стоит метроном, на трехногих табуретках – подушечки, слева, справа и на полу – смычковые инструменты (контрабас, виолончель, альт, скрипки), на полу – флейты. На жердочке сидят попугаи, скорее всего – говорящие.
Рубенс, Ян Брейгель. Осязание
В картине «Осязание» ярким пятном – материнский поцелуй, как самое сильное ощущение осязания: Венера целует Амура в губы.
Рубенс, Ян Брейгель. Осязание. Фрагмент. Кузнец
Слева – гора рыцарских доспехов, на заднем плане – кузница этих же доспехов.
На столе рядом с Венерой – инструменты (хирургические?), на полу – какие-то бумаги с печатями и гусиное перо.
Почти у самого правого края картины, на столе лежит треххвостая плетка – инструмент воспитания.
Рубенс, Ян Брейгель. Вкус
В картине «Вкус» за богато накрытым столом сидит соблазнитель Пан и предмет его вожделения – нимфа Сиринга. Он ей подливает вино в огромную чашу, она подносит ко рту что-то из закусок (видимо, взяла с блюда справа).
Рубенс, Ян Брейгель. Вкус. Фрагмент. Нимфа и сатир
У него на лице – коварство, у нее – сомнение. Но стол настолько красив, а этот урод так любезен. И никого нет рядом!
Почему бы и не выпить? Может, обойдется? На столе – несколько пирогов: с уткой, с гусем, с павлином, с лебедем! Здесь же устрицы, зажаренная на вертеле курица, мелкие птички, рак. А перед столом что творится! Битая дичь: заяц, косуля, пернатые, горой лежит виноград, тут же тыква...
Слева на заднем плане – кухня, под окном стоит кухонный шкафчик (нечто подобное в былые времена стояло у нас на кухне.)
На открытом огне на вертелах жарят поросят, рыба навалом лежит у порога, ждет своей очереди... Не очень понятно, кто это будет есть, неужели эта прелестница?
Как родились картины? Что заставило авторов потратить время и усилия?
Возможно, желание познакомить детей с разнообразием мира (к тому моменту – картины датируются 1618 годом – у Яна Брейгеля дети уже были взрослыми, а у Рубенса старшему сыну было 3 года).
В этих произведениях поражает их энциклопедичность. Для того, чтобы изобразить, надо было это видеть и надо было об этом знать. Кроме того, эти полотна – как фотографии того времени. Картины, музыкальные инструменты, убранство стола, мебель, кухонная утварь – чего только нет.
Эти картины Ян Брейгель и его потомки повторяли в разных вариантах – видимо, была потребность.
Идеи такого рода носились в воздухе. Разные художники в разные времена писали картины о природе (цикл JoachimBeuckelaer«Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух»). А когда книги стали доступнее, дешевле, появился учебник Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках».