Одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная живопись.
Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью... «Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир...
Автопортрет 1623. 91х71. Национальная галерея Канберра
Триумф Церкви 1625 - 1626, 86 см x 106 см, панель, масло. Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген - 1640 Антверпен)
Непорочное зачатие, 1628. Холст, масло, 198х137. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Обучение Марии 1630-35. 194х140. Королевский музей искусств Антверпен
Коронование Марии ок1613. 46х61. Институт искусств Курто, Лондон
Поклонение пастухов ок1608. 400х300. Церковь святого Павла Антверпен
Мадонна с Младенцем и святыми 1634. 220х193. Церковь св Иакова Антверпен
Маленькие Иисус с Иоанном с двумя ангелами
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде ок1620. 185х210. Старая пинакотека Мюнхен
Маленькие Христос и Иоанн 112х149. Частное собрание
Святое Семейство со святым Франциском ок1630. 191х214. Королевское собрание Англия
Святое семейство и Святая Анна, 1630. Холст, масло, 115х90. Музей Прадо, Мадрид
Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем - 1614 136х100, Коллекция Уоллес Лондон
Возвращение Святого Семейства из Египта Собрание графа Лестер, Норфолк
Вход Христа в Иерусалим 1632. Музей искусств Дижон
Крещение Христа 1605. 411х675. Королевский музей искусств Антверпен
Христос и грешница 143х194. Королевский музей искусств Брюссель
Христос в доме фарисея Симона ок1640. 40х52. Королевское собрание Англия
Христос, умывающий ноги ученикам 1632. Музей искусств Дижон
Тайная вечеря 1631-32. 304х250. Пинакотека Брера Милан
Триумф Иуды Маккавея 1635. 310х228. Музей искусств Нант
Бичевание Христа Церковь святого Павла Антверпен
Путь на Голгофу 569х355. Королевский музей искусств Брюссель
Несение креста - 1637
Распятый Христос, 1610-1611. Холст, масло, 219х122. Конинклийк Музей, Антверпен
Три Распятия, 1620. Холст, масло. Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам
Распятие - 1627, 51х38, Рококсхейс Антверпен
В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс заказал ему "Распятие на кресте" для францисканской церкви Реколле. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется "Удар копьем". На ней римский воин копьем пронзает бок Христа. Небольшая группа людей, оплакивающих Христа, грубо оттеснена солдатами на лошадях с небольшого пространства вокруг трех грубо сколоченных крестов на Голгофе. Грубость и жестокость публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем стоящих рядом Богоматери и святого Иоанна, с состраданием Марии Магдалины, которая жестом, молящим о защите, протягивает руки к солдату, поднимающему свое копье ( ниже под другим названием).
Христос и два вора на кресте, 1619-1620. Дерево, масло, 429х311. Конинклийк Музей, Антверпен
Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: "Воздвижение Креста" и "Снятие со Креста" (обе в антверпенском соборе).
Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины 1610. 460х340, 460х150. Собор Антверпен
Воздвижение распятого Христа,триптих, центральная часть. 1610. Дерево, масло, 460х340. Антверпен, Кафедральный Собор
Необыкновенный успех имела его роспись алтаря, выполненная им в период с 1611 по 1614 год для Антверпенского собора. Главной картиной была "Снятие с креста", слева - "Кара Господня", а справа - "Представление в храме". "Кара Господня" и "Представление в храме" - композиции, обладающие редкой благодатью, - они написаны теплыми красками, все еще напоминающими о влиянии на художника Венеции.
Снятие с креста, триптих, общий вид 1612-14. 421х311, 421х153. Собор Антверпен
Но центральная панель - "Снятие с креста" знаменует собой явное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что является типичным явлением для нидерландской живописи. На самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах. Зрителя поражала, прежде всего, фигура мертвого Христа. "Это одна из самых прекрасных его фигур, - писал знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), - Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его". На самом деле здесь изображена вся "тяжесть смерти", но в самой картине никакой тяжести не чувствуется. С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его. Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченная художником доля секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.
Снятие с креста, триптих, центральная часть. 1612-14. 421х311. Собор Антверпен
Картина Рубенса "Снятие с креста" стала вызовом для всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умения вызвать у зри-теля соответствующие эмоции. Именно эта картина сделала Рубенса первым религиозным художником своего времени.
Оплакивание Христа ок1618. 138х178. Королевский музей искусств Антверпен
Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном Галерея Хаттон, Ньюкасл
Погребение Христа 1615-16. 83х65. Институт искусств Курто, Лондон
Святая Троица 158х152. Королевский музей искусств Антверпен
Воскресение Христа 1611-12. 138х98, 136х40. Собор Антверпен
Воскресение Христа, центр 1611-12. 138х98. Собор Антверпен
Воскресение Христа 1617-19. 67х102. Музей искусств Марсель
Извещение Марии о скорой смерти 1609-12. 92х73. Институт искусств Курто, Лондон
Благовещение о воплощении Христа, как исполнение пророчеств 1628-29. 65х47. Фонд Барнса, Мерион
Вознесение Девы Марии 1620-25. 88х59. Маурицхейс Гаага
Вознесение Марии 1616-18. Академия искусств Дюссельдорф
Христос - Владыка мира Музей искусств Страсбург
Триумф веры 1627. 481х595. Музей искусств Валансьенн
+++++++++++++++
Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых.
Святой Петр (мастерская Рубенса) - 1616 - 1618
Два апостола Частное собрание
Обращение Павла 1610-12. 95х121. Институт искусств Курто Лондон
Святое Семейство со свв Елизаветой и Иоанном Крестителем 114х88. Галерея Палатина Флоренция
Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1609-10
Явление святому Франциску Мадонны с Младенцем Церковь святого Антония Падуанского, Антверпен
Четыре евангелиста ок1625. 439х447. Музей Ринглинга Сарасота
Святой Георгий со святыми 1608. Санта Мария Валличелла Рим
Мученичество святого Георгия Музей искусств Бордо
Кесарево - кесарю, Божье - Богу ок1612. 144х190. Музей искусств Сан Франциско
Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для церк. св. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церк. св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской пинакот.). Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен).
Страшный суд ок1620. 183х119. Старая пинакотека Мюнхен
Чистилище 1634-36. Собор Нотр-Дам Турнэ
Вручение ключей от чистилища и рая святому Петру ок1616. 139х115. Коллекция Уоллес Лондон
------------- |