
Амедео Модильяни
Амедео Модильяни (Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся
итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После
обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни
поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию
в Венеции.
В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного
художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека,
П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль,
для которого характерен богатый и плотный цвет.
В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром,
который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ.
Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои
работы в их салоне.
Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло
основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У
Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы
Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений
классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он
выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.
С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж.
Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он
встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два
года. Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо,
Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми –
Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем
художника и поддерживал его творчество.
В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые
значительные произведения. Присущая его произведениям отвлеченность
явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского
примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его
работы отличаются поразительной тонкостью психологической
характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все
более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и
цветового ритмов.
В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму,
познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы
жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку
художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал
несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и
по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые
французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам
Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения
и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер
вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня
Жанна Эбютерн покончила с собой.
В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и
гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и
патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.

"Алиса" 1915

"Виолончелист" 1909

"Обнаженная на подушке" 1917

"Девочка в голубом" 1918

"Женщина с черной лентой" 1917

"Альмаиза на софе" 1916

"Двое" 1918

"Лежащая обнаженная" 1917

"Портрет Луни Чековска" 1917

"Портрет Хаима Сутина" 1916

"Обнаженная с рыжими волосами"

"Портрет госпожи ван Мейден" 1917

"Юная девушка в блузе" 1917

"Сидящая обнаженная"

"Кипарисы и дома" 1918 частное собрание

"Обнаженная"

"Жанна Эбютерн" 1918

"Молодая рыжая женщина" 1918

"Невеста и жених"

"Обнаженная модель" 1917

"Луния Чеховская"

"Маргарита"

"Обнаженная Эльвира" 1918

"Сидящая Альмаиза" 1916

"Женщина в шляпе"

"Амеdeo Modigliani "Seated Girl, Untied Hair"
