В Каларском районе Забайкальского края (бывшая Читинская область), у границы с Бурятией, расположен посёлок Куанда — «Малая столица БАМа», как его называли тридцать лет назад. Сейчас в посёлке осталось полторы тысячи жителей и через десяток лет он станет вахтовым поселением, обслуживающим прилегающий участок железной дороги.
Однако, рядом с исчезающей Куандой есть нечто особенное — рукотворная достопримечательность, к которой с каждым годом стремятся всё больше туристов и путешественников. Этот объект — автомобильный мост через реку Витим, часть трассы, которая в официальных документах называется «Автодублёр БАМа».
Сам автодублёр, как ясно из названия, проложен параллельно железной дороге, на всём протяжении и представляет из себя грунтовую (чаще гравийную) насыпь, временами теряющуюся в болотах и реках. Но, через самые крупные реки построены мостовые переходы. Витим — как раз такая, не маленькая река.
Куандинский (или Каларский) мост через Витим — пожалуй, единственный на этой реке, который исправно функционирует более тридцати лет, однако так и не сдан в постоянную эксплуатацию. Глядя на фотографии и видео, не возникает вопроса — почему не сдан. Потому что это не совсем мост, а скорее «как бы мост».
Протяжённость моста — 560 (по другим данным 570) метров, высота по настилу, от среднегодового уровня реки — 15 метров.
Настил сделан из стандартных железнодорожных деревянных шпал, уложенных поперёк движения. Местами на шпалах выполнен накат из досок, однако в последние годы сломанные доски никто не меняет, поэтому остаются лишь стальные пластины, которые крепят конструкцию. Крепят — в данном случае, условный термин.
Преодоление моста — нетривиальная задача даже для опытных местных водителей. Шпалы «гуляют», их надёжность и крепления толком никто не проверяет. И, если зимой здесь действует ледовая переправа, то весной, летом и осенью другого пути нет. Только по мосту.
Среди всех категорий путешественников, преодоление моста является наиболее сложным для мотоциклистов. Независимо от скорости и квалификации. Особенно неприятен высокий стык, в середине объекта. Но, на то они и мотоциклисты…
На 500 метров переправы водители оставляют столько нервных клеток, что на другой стороне реки впору открывать реабилитационный центр. Каждый день здесь проезжает несколько грузовиков, да еще и груженых.
|