低い松の針で 日をゆらめく
と波紋と池の波紋
В хвое низких сосен переливается солнце
И колышется с рябью в пруду ...
Подумай, человек! Тебе ли одному
Дарована душа? Ведь жизнь – всему начало.
Ты волей наделен, и сил в тебе немало,
Но миру все твои советы ни к чему.
Узрев любую тварь, воздай уму:
Любой цветок душой природа увенчала,
Мистерия любви – в руде, в куске металла.
"Все в мире чувствует!" Подвластен ты всему.
И стен слепых страшись, они пронзают взглядом,
Сама материя в себе глагол таит…
Ее не надо чтить кощунственным обрядом!
Но дух божественный подчас в предметах скрыт;
Заслоны плотных век – перед незримым глазом,
А в глыбе каменной упрятан чистый разум.
(Жерар де Нерваль)
В
попытках познать себя,истинные стремления своей души - восточной
философии трудно что-либо противопоставить. Японский сад - один из
лучших примеров тому. Сад
в Японии – сложное и хрупкое для восприятия произведение искусства,
которое, как и любой другой аспект культуры, невозможно понять и изучить
вне истории культуры этой страны. В свою очередь история культуры
уходит своими корнями в сложившееся религиозное мировоззрение,
получившее в Японии название синтоизм - поклонение духам огня, гор,
ветра, деревьев, покровителям местности, ремесел и т.д.
Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересечённые.
Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и
водяным потоком ("холм и вода"). Равнинный сад не имеет даже малейших
ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни,
деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные
вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересеченный
ландшафтный сад - это творение служителей культа и
садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель
гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок,
оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями,
мостиками и переходами. Красота японского сада раскрывается перед
зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают
мягко разворачивающимся, искривленным, как это бывает в натуре.
Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей,
асфальтовой дорожке - утоптанную тропинку.
В
подборе деревьев здесь предпочтение отдается хвойным. В садах много
нарядных пород. Пальму первенства, несомненно, держит японский клен,
имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре. Цубуки -
японская камелия - одно из любимых цветущих деревьев. Однако ничто не
может сравниться с сакурой - японской вишней. Перед ней преклоняются.
Любят японцы и бамбук. Считаясь символом благородства, бамбук придает
утонченный оттенок любому пейзажу. Вместе с цикадовыми деревьями,
которые создают оркестр дождевых капель, бамбук побуждает людей к
самосозерцанию.
К
XV веку чайная церемония становится специфическим японским ритуалом,
который оказал влияние на дизайн японских садов - стали использоваться
камни для перехода через ручей, а для освещения тропинки, ведущей к
чайному домику, использовались каменные фонари. Ни один из названных
элементов не повторяется, все сооружения уникальны.
Расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть
произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной
архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой
религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать
эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей,
поэзией и искусством своего времени.
Вот
лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые помогают
подготовленному человеку познать душу этого места и сердце его
владельца:
-
мост через воду – восходящее или заходящее солнце,
-
изогнутая черепица – облака,
-
пагода – храм,
-
дракон – вода,
-
золотые карпы в водоеме – дети дракона,
-
бамбук – стойкость, терпение,
-
сосна – долголетие,
-
лотос – мудрость (символ Будды),
-
сакура – стойкость, духовная красота,
-
камелия – осторожность…
Основой
основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме
является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства
необработанного камня более всего применяются в архитектуре "сада
камней". Японский сад камней - уникальное сооружение. Основная площадь
его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке
разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только
кажущаяся.
Камни
в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады
камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской
суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений,
подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию
природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие
принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты. Стиль
японских садов не оставался неизменным. С течением времени привносились
новые идеи. Так в период XIV-XV веков, появился знаменитый стиль
карэсэнсуй (сухой пейзаж). Этот стиль был принят в основном
дзэн-буддийскими храмами, поскольку выражал суровость и аскетизм
философии Дзэн, к которой в то время стремились. К XV веку чайная
церемония становится специфическим японским ритуалом, который оказал
влияние на дизайн японских садов - стали использоваться камни для
перехода через ручей, а для освещения тропинки, ведущей к чайному
домику, использовались каменные фонари. Эти фонари вскоре стали
популярными предметами садового обихода и теперь считаются неотъемлемым
элементом традиционных японских садов. Веками при создании композиции
садовых сцен японцы использовали принципы сяккэй ("заимствованного
пейзажа") - все, что находится в отдалении, принимается во внимание при
создании сада и используется как его часть для достижения целостного
эффекта. Общность традиций всего Востока заключается в философском
подходе к созданию искусственных ландшафтов, поиску внутренней красоты и
целостности, направленному на нахождение баланса и гармонии.
Сад
Рёандзи или сад камней в японском городе Киото – один из лучших
примеров подобных садов, появившихся при японских храмах в 14-16 веках.
Сад
пятнадцати камней – сооружение и простое и сложное одновременно.
Простое – потому что в его внешнем облике нет ничего особенного:
небольшая огороженная площадка 30 на 10 метров во внутреннем дворе храма
засыпана белым гравием, и на нем, как кажется, хаотично, разложены
пятнадцать камней неправильной формы, вокруг которых растет зеленый мох.
Однако, внешняя простота обманчива – с какой бы точки вы ни смотрели на
камни, вы никогда не увидите все пятнадцать штук вместе. Если только не
воспарить над садом, всегда один камень будет скрыт от вас каким-нибудь
другим. Такая композиция не случайна – по буддистской философии увидеть
все камни сразу может лишь тот, кто достиг духовного просветления.
Сама
природа Японии во многом объясняет происхождение стилистики японского
сада. Гористая страна с красивым и разнообразным ландшафтом, где можно
встретить скалы и ручьи, пологие склоны и озера, а также открытые ветрам
морские берега и причудливые формы деревьев, стала достойным образцом
для переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов.
* * *