Мы не можем перестать грезить о жизни в
городской утопии: некоторые люди уже сегодня пытаются воплотить в жизнь
фантазии о будущем, создать их из балок, кирпичей и раствора. И в то
же самое время - другие - представляли (и представляют) себе
архитектуру будущего более фантастической, если не сказать
фантасмогорической.
"Гидро-Сеть" - футуристический городской проект для Сан-Франциско
Футуристический медицинский центр и безумные концепции архитекторов
Ретро-футуризм
Для начала - несколько примеров из ранней научной фантастики. Нью-Йорк в 2032 году:
Фрагмент обложки журнала "Наука и техника", 1931 год
Движущиеся тротуары и подземный небоскреб (концепция 1931 года):
Город будущего от Франсиско Маджиса:
"Город куб" (1930год):
Растущий ввысь "Иллинойс"
Фрэнк Ллойд Райт был без преувеличения выдающимся
человеком. Рассматривая его проекты, легко увидеть их очаровательную
простоту: изящное смешение натурального и искусственного, Востока и
Запада, минимализма и напыщенности.
Грезить о будущем, находясь в сегодняшнем дне - это всегда смотреть
вперед, всегда думать о грандиозном и ярком завтра совершенно иначе,
чем твои современники. Во времена Райта мужчины носили короткие гетры, а
женщины юбки на обручах, а взгляд на будущее был представлен в лучшем
случае в низкопробной фантастике.
И, конечно, у Райта был свой взгляд на будущее. Одним из самых фантастических проектов был децентрализованный город - Бродакр.
Хотя это не самый поразительный из его замыслов, он намного опережал
свое время. Но еще более радикальным было то, что должно было стать
шедевром Райта, одиноко вздымающейся вершиной: "Иллинойс".
Чикаго всегда был полон небоскребов, это в порядке вещей. Однако, "по Райту", "Иллинойс" должен был затмить всех своей высотой - 1 миля (1600 метров).
Увы, мастер так и не приблизился к воплощению своих идей и создал только эскизы и проекты...
Плавающий отель "Атлантис", 1928 год:
Дом с конвейера
Еще один архитектурный выдумщик, заглядывающий далеко вперед - Бакминстер Фаллер.
Он создал то, что многие понимают как чрезмерно практичное, блестящее
стальное будущее с ошеломляющим множеством проектов и изобретений.
Многие из них прошли стадию проектирования, и их можно было увидеть и
потрогать. Как и у Райта, его проекты кажутся еще более невероятными в
свете того времени, когда они были созданы. К примеру, в 1929 году был
создан его дом "Димаксион", а удивительный автомобиль
"Димаксион" фактически ездил по улицам Нью-Йорка в 1933 году. Проекты
Фаллера были, мягко говоря, сурово практичны: его дома должны были
производиться на конвейере по техническими требованиям.
Возможно, здания и были абсолютно потрясающими в своем дизайне -
соединяющим много вдохновляющих приспособлений: к примеру, была
возможность повторно использовать воду. И его автомобиль буквально
наворачивал круги вокруг остальных машин в 1944 году. Но человечество в
будущем Фуллера было не созданиями из плоти и крови, а скорее
однородными частями во множестве его запутанных механизмов...
Зеленый мир: взгляд Люка Шуитана
Другие фантазеры от архитектуры проявляли намного более естественный
подход к своим опережающим время предположениям и проектам. Люк Шуитан
видел в будущем не сталь и хром, не металл и тяжелую промышленность,
но живой зеленый мир. "Научная архитектура внутри ствола"
(аrchiborescence) - так назывались его проекты "выращивания" городов.
Жизнь в мире Люка походила бы на существование в городе
деревьев-небоскребов, кварталов живых изгородей, лесных магазинов и
парков с лужайками - великолепная мечта тех, кто очень хочет, чтобы
человек, наконец, жил на лоне природы, а не губил ее... Хотя, возможно,
аллергики были бы не столь радушно настроены :)
Готический коммунизм: архитектурные фантазии Якова Чернихова
Вот несколько выдающихся проектов городов в стиле барокко от Якова
Чернихова, 1920-1930 годы (когда-нибудь мы расскажем про этого
архитектора в отдельной статье):
Райт это искусство, Фуллер - холодный расчет, Люк - природа, но если
вы хотите увидеть другое представление о будущем, вам следует увидеть
работы "Суперстудии". Адольфо Наталини и Криштиану Торальдо создали ее в 1966 году, а ее планы на будущее безумны, возмутительны и - более всего - ирреальны.
Адольфо Наталини, Музей современного исскуства
Если честно, Наталини и Торальдо никогда действительно не думали о
фактической реализации своих видений будущего - в отличие от Райта,
Фулера и Люка. Впрочем, присмотревшись, можно найти их проекты весьма
любопытными.
Взять, например, их план сделать все здания в Пизе наклонными - каждое
здание за исключением самой известной башни города. Или их известный
"Умный город", где жители - это человеческие мозги в металлической
оболочке и совершенный город снабжает кору головного мозга путем прямой
стимуляции...
"Аркигрэм" (английская архитектурная группа,
оформившаяся в 1960-х годах вокруг журнала «Аркигрэм» и оказавшая
большое влияние на развитие постмодернистской архитектуры) создала
проекты, которые были похожи на авангард, но на деле они были почти
реалистичны, по крайней мере, в сравнении с прочими.
Одна из самых известных его идей - город, который... разгуливает по
стране. Ну разве не здорово, если бы города будущего были бы
чудовищными ходячими машинами, странствующими от одной части мира к
другой?
Завтра еще не настало, но, к счастью, всегда есть горстка мечтателей,
которые нетерпеливо стараются предвидеть, какой будет наша жизнь. Можно
только надеяться, что не все из этих безумных видений станут
реальностью, и что некоторые никогда ей не станут.
'Город гриб" от Фредерика Арно:
Еще одно изображение от Фредерика Арно - "Дворец водопада":
Вот такие они - города будущего. Помните: будущее существует внутри нас. Выбирайте город себе по душе - и живите в нём.
Архитектура и интерьер