"Столешница" Босха сейчас находится в Прадо, статья вики явно устарела (на это мне указал один искусствовед, когда я "задвигал" очередную "телегу", используя изученный накануне материал:-) До того она хранилась 300 лет в резиденции Филиппа II. Это действительно столешница, хотя, конечно, такой стол просто не может быть функциональным. Официальное название "Семь смертных грехов и четыре последние вещи", написана в 1475-1480г.. Для меня это часть алтаря для деревенской церкви, иллюстрирующая некоторые религиозные аспекты для тех, кто не умеет читать. Композиция столешницы представляет собой большой круг, состоящий из четырёх концентрических окружностей, символизирующий глаз Бога (Всевидящее Око). В центре (зрачке) мы видим изображение Иисуса Христа, вокруг на жёлтом фоне идёт надпись на латинском: "Бойся, бойся, ибо Бог всё видит" (честно говоря, улыбнуло, когда я это прочитал:-) совершенно детская "пугалка", не дающая человеку хоть какой-то свободы выбора, заключающая в систему наказаний и поощрений), далее идут расходящиеся солнечные лучи, напоминающие радужную оболочку. В самой широкой окружности в секторах изображены смертные грехи человечества, как они звучали в то время: гнев, гордыня, похоть, уныние (лень), обжорство, алчность, зависть. В принципе, их можно было не подписывать, иллюстрации очень буквальные и наглядные, только "зависть" я немного не понял.
Рассмотрим фрагменты отдельно, так как на общей доске мелкие детали не совсем понятны. Вся работа размером 120х150, то есть, совсем небольшая для такой сложной композиции. Гнев: насколько я понял, изображена драка с поножовщиной возле корчмы. Перевёрнутая мебель, стул, надетый на голову, валяющиеся шляпы, какая-то странная то ли обувь, то ли ещё что (не разобрался) на переднем плане. Женщина приятной наружности (для персонажей Босха) пытается утихомирить пьяниц. Всё как в жизни, сам видел подобные сцены много раз, хоть и в более современном ключе. Это гнев, намерение убить, самый страшный из всех грехов.
Гордыня. Мой любимый грех:-) Я могу говорить о нём часами, но постараюсь быть краток. За что я его так люблю? Потому что сам, вероятно, очень сильно от него страдаю и научился потешаться над ним. Какой неисчерпаемый источник для комедий этот грех! Посмотрите только на его интерпретацию Босха: красотка никак не может отлипнуть от зеркала, возле неё всякие дамские прибамбасы в сундуке, зеркало ей держит бес, переодевшийся служанкой. Чёрный проём двери, очевидно, символизирует беспросветную пропасть, в которую заведёт любование собой как единственная страсть в жизни. Гордыня, самолюбие, нарциссизм:
Похоть (разврат, неразборчивые связи, нехорошие излишества:-)). Тут всё понятно вроде - весна, играет гормон (гармони не наблюдаю, но в наличие разные музыкальные инструменты, служащие для услаждения слуха, как одного из чувств), две пары в шатре и какие-то паяцы, разыгрывающие перед ними спектакль эротического содержания для должного эффекта. Смешная и пошловатая картинка, тем не менее, вполне в средневековом стиле (там ещё не такого увидишь в книжной иллюстрации)
Что там у нас дальше? А, уныние. Это второй мой обожаемый грех, на мой взгляд, самый актуальный и преступный в наше время. Сейчас уныние не то что считается преступлением против природы, его даже возвели в культ, и это страшнее всего. Иногда мне хочется порвать на куски какого-нибудь подростка, упивающегося своей "беспросветной тоской" и "бессмысленностью бытия", мои глаза становятся как у быка, истыканного пикадорами, перед мордой которого маячит гламурная тряпица:-) Меня одолевает страшный первый грех - жажда убийства, которую я благополучно перерабатываю в жестокий стёб (насмешку) над этими несчастными. Но ладно, я отвлёкся. Что же нам повествует Босх на эту тему: ленивый человек, который явно находится в глубокой тоске, под спиной у него подушка, он сидит в кресле, прикрыв глаза и склонив "печально" голову. Страдалец. Жизнь ему не мила, всё достало, он не может так больше, его ничего не занимает, он больше не видит ни в чём никакого смысла. Ни в чём не повинная собака вынуждена разделять настроение хозяина. Женщина (возможно, супруга) подносит книгу и чётки определённо с предложением хоть чем-нибудь заняться, чтобы отвлечься от горестных дум.
Обжорство (чревоугодие). Компания набивает брюхо, причём персонажу справа явно не идёт на пользу. Бедная хозяйка только успевает подавать на стол, настолько быстро всё это сметается. Грязный ребёнок в обносках не отстаёт. Перспектива как на иконе, опять этот загадочный трёхногий табурет, кочующий по всем картинам.
Алчность (сребролюбие). Есть такое, в наше время тоже весьма актуальный грех, сгубивший ни одного политика и начальника. Тут тоже представитель власти, который беззастенчиво берёт хабар (взятки). Этот судья определённо рассудит в пользу человека в синем:-)
Зависть. Загадочный, не совсем понятный фрагмент. Первое, на что обращаешь внимание - человек, тянущий большой мешок явно с каким-то добром. Человек с соколом в тех самых туфлях, которые валялись на первой картине, явно "завидующий". Будка-магазин или контора (не ясно), возможно, мясная лавка, судя по костям, которые азартно грызут собаки. Тоже своеобразный символ каких-то злобных сплетен, наговоров, сопутствующих зависти. Молодой человек в красном, возможно, слуга, флиртует с девушкой (ему-то какое дело до хозяйских дрязг). Возможно, мясник отдал лучший товар человеку с мешком, и теперь сокольничий в туфлях гейши в претензии.
Четыре последние вещи: смерть, страшный суд, ад и рай. Смерть: у ложа умирающего собрались стервятники, ой, я хотел сказать, священники и врач. На столике стоят мрачные аксессуары пыточной медицины, тазик для крови. Сверху наблюдают ангел и бес, пытаясь повлиять на мысли умирающего в последний час. На заднем плане (в проёме двери или зеркале) явно забытые родственники. Те, кто на самом деле должен сейчас быть возле уходящего.
Страшный суд. Дамы налево, мужчины направо. Пробудившиеся восстают из своих могил. не впечатляет, честно говоря.
Ад. Дом, милый дом:-) Ладно, шучу. А если серьёзно, всё это напоминает нашу родную медицину. В центре композиции какой-то жуткий медосмотр с участием ассистентки, справа кому-то делают нехитрую операцию. Снизу солярий (кварцевание), на переднем плане пациенты: женщина с каким-то страшным женским заболеванием и мужчина, виновник этого. Слева царство кошмаров, на заднем плане больные, которые пытаются сбежать сквозь адское пекло. Всё очень знакомо.
Рай. Тут как-то много людей. Очень тесно и скучно. Слева пропускают по профсоюзным удостоверениям, справа отдыхающие, по центру "духовой оркестр", в центре директор санатория и массовик-затейник по совместительству. Не впадайте в гнев, это только личные впечатления:-) тем более, столешница Босха не икона, чтобы перед ней благоговеть.
Иисус Христос (изображение в центре). На руках стигматы, раны на теле. Левая рука благословляет. Лицо изображено не канонично, в свободной манере, интересный поворот.
Вот такие у меня впечатления о "столешнице" Босха, наиболее знаменитой его картине. Хотелось бы мне побывать в Прадо и своими глазами всё это увидеть.
Автор публикации RybarenRybaren
|