1. «Пузель»
Первые
пазлы появились в России в XIX столетии. Правда, называли их на немецкий манер – «
пузель». Чаще всего на «пузелях» изображали детей, пейзажи сельской местности или виды Петербурга.
В "пузеле" было не больше ста деталей, и современному человеку такие «пузеля» показались бы слишком простыми. С началом советской эпохи все пазлы исчезли из продажи, и традиция их сборки возродилась лишь в 90-х годах XX века.
2. «Синопское сражение»
После победы в Крымской войне в России стали пользоваться популярностью патриотические настольные игры. Одной из них была историческая игра «
Синопское сражение».
По правилам, первый игрок выступал за Россию, а второй – за Турцию. Соперники по очереди бросали кубик и шли к своей цели. На пути к победе их ждали кораблекрушения, вражеские пушки и шторм. Выигрывал тот, кто первым добирался до корабля противника.
3. «Охота»
В XIX веке все азартные люди очень любили играть в кости. Чтобы традиционная игра не надоедала, они умудрялись придумывать множество вариантов этого развлечения. Одной из самых распространенных версий была «
Охота».
Все игроки получали определенное количество
марок – игровых денег. Часть из них ставили на кон. Игроки по очереди бросали кости и в зависимости от выпавшего числа попадали на ячейку игрового поля с изображением охотников или животных.
Если игроку посчастливилось попасть на ячейку с загонщиком, скотником или охотничьей собакой, он получал несколько марок из общей ставки. Если же игрок оказывался на поле с изображением кролика, барсука или глухаря, он был вынужден платить марки в банк.
Всю сумму на кону получал тот игрок, который выкидывал «дубль-шесть».
4. «Путешествие по России»
В середине XIX века были распространены так называемые «
игры-ходилки», где нужно было бросать кубик и продвигаться к финишу. Тогда же возникли игры на тему железной дороги.
Одной из самых занимательных была игра «
Путешествие по России». Перед игроками стояла задача совершить по железной дороге путешествие из Одессы в Москву и обратно. Свою дорогу игрок мог выбрать самостоятельно: можно было добраться до цели через Киев и Смоленск или через Харьков и Курск.
В начале игры каждый получал по локомотиву, который передвигался по игровому полю в зависимости от количества очков на кубике.
По ходу путешествия игроки за марки покупали железнодорожные билеты и оплачивали путевые расходы. Кто быстрее вернется в Одессу – тот и победил.
5. «Осада крепости»
Игра в «Осаду» стала своеобразным продолжением обычных шашек. На поле располагались бумажные фигурки – три японца помещались в крепость, а 36 китайцев должны были ее захватить.
За ход можно было сделать передвижение на одну клетку только по красным линиям. Если за китайцем оказывалось пустое место, японец мог «съесть» его, как в шашках. Китайцы же не имели права «есть» своих противников.
Игра заканчивалась либо когда китайцы занимали места в крепости, либо когда японцы «съедали» всех нападавших.
6. «Гусек»
Излюбленной игрой школьников того времени был «
Гусек». Для победы здесь было важно отличное знание таблицы умножения.
Игровое поле состояло из ячеек, в которых были написаны арифметические примеры, в которых нужно было умножить или поделить числа. Каждому игроку выдавалось 5 тысяч марок и «
заставушка» - фишка.
Все по очереди бросали кости и делали ход. Попадая на ячейку с математической задачкой, нужно было сразу же сказать ответ: сколько будет 76:19 или 26×3.
Если ответ был правильным, игрок брал несколько марок из общей ставки – «
пульки». Если школьник считал неверно, он платил марки на кон. Всю «пульку» срывал тот, кто выкидывал на костях точное число, необходимое для попадания в кассу.
7. «Отгадчик»
В игре «
Отгадчик» могли принимать участие и дети, и взрослые. Первый игрок загадывал мужское имя, а второй показывал ему пронумерованные карточки, на которых было написано более 50 мужских имен.
Первый участник указывал карточки, на которых можно встретить загаданное имя. Отгадчик складывал их номера и смотрел в список, где каждому имени соответствовало какое-либо число. Так второй игрок выяснял, какое имя загадал его оппонент –
Артамон, Феодул или
Карп.
8. «Игра наций»
В этой игре участникам раздавали равное количество карт, на которых были написаны названия девяти разных национальностей и изображены женщины в народных костюмах. Всего же в колоде было по четыре карты каждого народа.
Игроки клали карты на стол рубашкой вверх и по очереди переворачивали по одной карте. Когда на столе появлялись две одинаковые карты, их владельцы должны были быстро прокричать название страны, к которой принадлежал изображенный народ.
У кого быстрее это удавалось, тот забирал себе обе карты. Участник, у которого заканчивались все карты, выбывал из игры.
Эта игра стала прообразом бумажных кукол со сменными нарядами: у каждого участника была табличка с нарисованным женским лицом, а во всех картах на месте лиц были сделаны прорези. Таким образом, игроки «примеряли» разные национальные костюмы на одну барышню.
9. «Скачка с препятствиями»
«
Скачка с препятствиями» – не хитрая, но очень веселая и увлекательная игра. Здесь нужно играть за жокея, который стремится преодолеть все 100 ячеек игрового поля.
Участники бросают кости и постепенно движутся к своей цели, но на каждой второй ячейке их подстерегает опасность. По ходу игры охотники принимают незадачливого жокея за тетерева и подстреливают его, из-за кустов появляется пудель и пугает лошадь, всадник попадает в трясину, теряет парик, слетает с лошади и попадает в другие передряги, которые затормаживают его продвижение.
На финальной ячейке победителя встречает надпись: «
Наконец я преодолеваю препятствия и получаю приз. Вот он, знай наших!»
10. «Самоделки»
Открыть настольную игру можно было и в одиночку. Людям было не жалко потратить свое время за склеиванием бумажных макетов – «
самоделок». Из бумаги нужно было вырезать и склеить архитектурное сооружение или целую композицию.
Среди популярных «самоделок»
был Исаакиевский собор, Александровский сад, Мариинский театр, Петергофский вокзал и
Адмиралтейская площадь.
На макете для вырезания были учтены все детали зданий: например, нужно было по отдельности вырезать и приклеивать каждую скульптуру, украшавшую Исаакиевский собор, а для получения Мариинского театра нужно было вырезать несколько десятков фрагментов крыши.
Источник: https://victorrom.livejournal.com/142763.html