Пятница, 27.12.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | RSS





Главная » Статьи » Русский Дух » История .. *

Генералы против генералов (2010)

Оригинальное название:Генералы против генералов
Год выпуска: 2010
Жанр: документальный
Выпущено: Россия ЗАО ТК "Совершенно секретно"
Режиссер:
кино-онлайн
Первая мировая война изменила мир. Произошло это в сжатые исторические сроки. Между выстрелами в Сараево и большевистским переворотом в России - всего 3 года. По меркам и лекалам истории - капля, миг....

 


Продолжительность: 00:31:22

Первая мировая война изменила мир. Произошло это в сжатые исторические сроки. Между выстрелами в Сараево и большевистским переворотом в России - всего 3 года. По меркам и лекалам истории - капля, миг. За это короткое время только в одной императорской России проиграли войну с кайзеровской Германией , уронили 300 -летнюю династию Романовых, объявили Республику с Временным правительством во главе, пережили череду военно-политических кризисов, разуверились во всех и вся, отощали и привыкли к войне, голоду, мародерству и крови.
За эти 3 года российское общество было психологически подготовлено к революционному разврату. По-русски говоря - к смуте. С тремя различными вариантами событий: революцией, контрреволюцией и гражданской войной. Все это и обрушилось на Россию.. . 12 июля 13-го года его императорскому Величеству был представлен портупейюнкер Михаил Тухачевский... В его довоенной жизни не было ничего необычного. Биографические загадки и тайны начинаются с 14-го года, когда молодой офицер отправляется в действующую армию.
[center][/center]
Радио "Голос России": интервью с режиссером фильма "Генералы против генералов" Ю.Кузавковым

"За" и "против" генералов

Попытки развенчания мифов о русской революции и Гражданской войне порождают новые мифы? На этот вопрос ответил режиссер проекта "Генералы против генералов" Юрий Кузавков
Гость в студии "Голоса России" - режиссер четырехсерийного фильма "Генералы против генералов" Юрий Кузавков.
Интервью ведет Армен Гаспарян.

Гаспарян: Российское документальное кино последние годы, по мнению критиков, переживает ренессанс. Фильмы появляются разные - хорошие и плохие. Но не мне судить об этом, я все-таки не телевизионный критик. Однако в последние годы нельзя не обратить внимание, что жанр исторического документального кино действительно становится все более и более популярным.
И в ближайшее время зрители смогут увидеть новый четырехсерийный проект - "Генералы против генералов". Посвящен он событиям после Гражданской войны в России, которой исполнится уже сто лет. Об этом мы и будем беседовать с нашим гостем, режиссером этого проекта Юрием Кузавковым. Юрий, почему обратились именно к этой теме? Сказано, написано и снято многое. Почему возникла потребность еще раз заострить на этом внимание?

Кузавков: Снято и написано действительно много. И я думаю, что будет еще много снято и написано. Недавно прошел юбилей - 90 лет русской революции. Сейчас уже очередной юбилей - 95 лет, через полгода уже будем эту дату отмечать.
Почему эта тема актуальна, почему к ней обращаются? Многие наши основные проблемы растут оттуда, имеют своим истоком те события, которые произошли 90 с лишним лет назад. Что произошло тогда?
Если вывести за скобки политическую составляющую, то произошел коренной слом всего уклада жизни, как общества, так и семьи, так и каждого отдельного человека. Был ли он осмыслен за это время? Попытки были многократные, в том числе и представителями того цеха, к которому я отношусь, кинематографистами.
Было множество чрезвычайно талантливых попыток. Первое, что приходит в голову, это фильмы Эйзенштейна "Октябрь", "Броненосец Потемкин", дальше Васильевы, "Чапаев".

Гаспарян: Братьев Васильевых.

Кузавков: Да. В последнее время это и "Адъютант его превосходительства", и "Котовский", и "Адмирал", и "Доктор Живаго". Все фильмы талантливые. Но все эти попытки, и моя тоже попытка - это всего лишь элементы усилий по достижению цели.

Гаспарян: А цель какая?

Кузавков: Цель - разобраться. Чем вы занимаетесь как журналист, как писатель? Чем я занимаюсь как режиссер? Правда у каждого своя, как известно. А в здоровом обществе каждый занимается своим делом. То есть сотрудники общественного питания готовят нам еду. Работники торговли предлагают нам товары, которые мы покупаем. Сотрудники специальных служб и полиция обеспечивают правопорядок.
А писатели, журналисты, то есть представители творческих профессий занимаются тем, что осмысливают прошлое. То есть, каким-то образом пытаются разобраться в сознании и подсознании каждого человека и всего общества в целом. Если без пафоса, это просто наша задача. Мы делаем то, что и должны делать.
Безусловно, каждая из этих попыток носит индивидуальный характер. Вы подписываете и свои передачи, и свои книги своим именем. Это ваша точка зрения, и вы за нее несете ответственность. Так же и я. И, конечно, вы стараетесь разобраться честно, и я тоже стараюсь разобраться честно.
Но, как каждый человек, я могу ошибаться. Но даже если я в чем-то ошибаюсь, я ошибаюсь добросовестно. Свои выводы я строю на основе каких-то документов, свидетельств, то есть на основе фактов.

Гаспарян: Героями четырех серий фильма станут четыре генерала. Трое из них - Русской Императорской армии, один - Белой армии.

Кузавков: Два - это Императорской армии, и два - Белой армии.

Гаспарян: Почему такой странный выбор? Почему именно эти люди? Бонч-Бруевич, Снесарев, Слащев и Скоблин.

Кузавков: Задача рассказать о революции в Гражданской войне - это слишком глобальная задача. Для того чтобы это было, во-первых, понятно, и, самое главное, интересно, чтобы зритель досмотрел фильм до конца, когда он включит телевизор или купит DVD.
А интересно это только в том случае, если не рассказывается что-то вообще, когда разговор идет не просто о статистике или каких-то конкретных документах, этим занимаются историки.
Задача - рассказать о человеке, о конкретной судьбе человека, который оказался замешан в эти обстоятельства. Причем оказался замешан независимо от своей воли и от своего желания, поскольку ни один из героев этого фильма не был ни профессиональным революционером, даже больше скажу, никоим образом не влиял ни в ту, ни в другую сторону. Они были вне политики. Но волею судеб они оказались замешаны.

Гаспарян: Они не могли быть в политике. Армия вне политики - принцип.

Кузавков: Армия вне политики, безусловно. Но были офицеры, которые так или иначе участвовали в политическом движении. Они к ним не относились. Любой из нас, людей вне политики, которых большинство, в сложившихся обстоятельствах, сегодня или завтра может быть поставлен в их условия.
То есть он вынужден будет принимать те решения, которые заставляет его принимать жизнь. И эти люди, каждый из них, безусловно, человек достойный, человек по своим личным и профессиональным качествам вызывающий только уважение. Они оказались в этих условиях революции.
Как они действовали в этих условиях? Ну, что такое революция, у нас есть довольно приблизительное представление. Поскольку Отечественная война вся в мифах, а уж про революцию и Гражданскую войну и говорить нечего. Там миф на мифе. И я понимаю, что тот проект, который мы делаем, это же своего рода миф. Но мне кажется, что это миф, который наиболее близок к действительности.

Гаспарян: А он будет мифом о чем? О верности стране, о верности долгу, о верности самому себе?

Кузавков: Изначально, когда я стал работать над проектом, я определился для себя в одной важной вещи. Это то, что какие-то мои представления и установки должны быть отставлены в сторону.
Документы, воспоминания, то есть люди - и Бонч-Бруевич, и Снесарев, и Слащев - должны быть такими, какими они были в действительности. Независимо от того, вписывается это в мои изначальные представления о них или нет. Наиболее сложной здесь фигура была - это Слащев, кстати.

Гаспарян: "По России стоит дым, то Слащев спасает Крым".

Кузавков: Да. Ну, там масса и мифов, и фольклор даже. Фигура, безусловно, яркая, интересная, так же, как и все. Но он оказался наиболее востребован творческими работниками.
Смотрите, как сейчас представляют Слащева. Сначала был герой. Дальше следующая оболочка - это представление о Слащеве, которое сформировалось у Булгакова. И появился Хлудов в пьесе "Бег". Следующее представление, третья уже проекция - это уже представление Алова и Наумова.
И четвертая проекция - это представление замечательного актера Дворжецкого, который исполнил роль Хлудова. И сейчас получается у человека представление о Слащеве - это представление о четвертой проекции, которое сформировалось в результате этих замечательных произведений.

Гаспарян: Все так, только между первой и второй проекцией была еще одна. Гораздо, может быть, более значимая. Слащева называли "генерал-предатель Яша". Причем его так называли и в Советской России, потому что он воевал на другой стороне и был идейным противником красных. Но так же его называли в эмиграции, и все его знаменитые книги "Требую суда и гласности", "Крым, 1920" лишь подпирают эту теорию.
Юрий, а вы отдаете себе отчет, что повернуть сознание людей, поколения людей, которые выросли на образе, взращенном Владиславом Дворжецким, блистательная роль, не возможно будет? Как невозможно, вероятно, сыграть белого офицера, штабс-капитана Овечкина, пронзительней, чем это сделал Армен Борисович Джигарханян. Или Владимир Семенович Высоцкий в "Служили два товарища". Вот так и невозможно показать иного Слащева. Ведь он же действительно такой был.

Кузавков: Кстати, вы сказали про Высоцкого. Этот эпизод, вы же знаете наверняка, - иллюстрация стихотворения Туроверова. Тоже об этом мало знают. На самом деле это так.

Гаспарян: Тогда уже можно было говорить об этом, и режиссер фильма сказал, что он читал Николая Туроверова.

Кузавков: Да. Но это, я думаю, Дунский и Фрид, авторы сценария, заложили изначально. Я не ставлю такую задачу - переломить или разрушить этот стереотип. Я оставляю это все на усмотрение зрителя. Моя задача рассказать, а услышит он или не услышит, это уже дело каждого конкретного человека.

Вот чего мне не хотелось в моем фильме, - такого, знаете, насилия над зрителем, когда его берут за нос и водят, показывают: это было вот так, а вот это было вот так. На самом деле, я так не хочу этого. Я старался избежать какого-то доктринерства или буквальности. Задача - рассказать о судьбе, как это было. Причем ведь кроме воспоминаний непосредственно нашего героя используется масса дополнительных материалов.

Гаспарян: Например?

Кузавков: Если о Слащеве говорить, начиная от воспоминаний Каледина, не воспоминания даже, а письма, телеграммы.

Гаспарян: Донской атаман?

Кузавков: Да. Дальше это Деникин, это соратник и одно время даже друг Слащева, тоже фигура легендарная - генерал Шкуро. И, кстати, вы говорите "генерал Яша". На самом деле, это тоже неправильно. Его звали генерал Яшин. Это был тот псевдоним, который Слащев принял самостоятельно в 1918 году, когда вместе с Шкуро он был в подполье. Принял он его потому, что просто его тогдашняя, первая жена, которая потом благополучно уехала за границу с дочерью, находилась на советской территории. Поэтому все его знали, как генерал Яшин.

Гаспарян: Этот "генерал-предатель Яша", это все-таки уже 1921 год. Это уже Галлиполи, Константинополь и Балканы, и Яша - все-таки от Якова.

Кузавков: Если мы уже так зашли на кухню нашего процесса, вообще использованы в общей сложности 14 различных архивов, и музеи нам помогали в нашей работе.

Гаспарян: Зарубежные помогали?

Кузавков: Только ближнее зарубежье, то есть украинские архивы. В основном, это, конечно, Госархив, где серьезные материалы находятся по Белому движению. И, конечно же, Лидия Петрушева, наш консультант. Дальше это архив МВД, где находится следственное дело Коленберга, к которому, как я понимаю, мы имели доступ впервые за достаточно серьезное время прошедшее. По крайней мере, в листке посещений, который я смотрел, было несколько фамилий всего.

Гаспарян: Значит, никому не было интересно, по большому счету, даже в современной России? Вещи надо называть своими именами. Убили генерала Слащева. Мы сейчас с вами можем выйти на улицу и спросить, кто это такой. Да едва ли вам из ста человек хотя бы 10 назовут реальный какой-нибудь факт из жизни этого человека. Увы, но это константа нашего общества. Мы очень плохо знаем собственную историю.

Кузавков: Я сейчас расскажу про архивы. Конечно же, здесь архив ФСБ, сотрудники Центра общественной связи ФСБ, архив новейшей истории России и, конечно же, военный архив оказали очень серьезную помощь. Красногорский архив кино- и фотодокументов, Московский музей современной истории России, бывший музей Революции и частные коллекционеры, историки оказывали нам серьезную помощь.
Теперь к вопросу - интересно или не интересно. Да, к сожалению, старый добрый совет - учиться на чужих ошибках - не находит своего отклика. То, что мы предлагаем - это научиться на ошибках наших прадедов, нашего народа. Я думаю, Армен, у вас было тоже ощущение, когда вы знакомились с документами 20-х годов, что все повторяется с какой-то ужасающей периодичностью. И из этого не делается никаких выводов.
Теперь, что я могу сделать как режиссер? Ну, допустим, я собрал материалы. Есть люди, которые помогали, документы уникальные, люди интересные, истории интересные, донести. А как донести, это уже другой раздел этой режиссерской кухни. Должно быть интересно. Ну, вы как писатель знаете, как это. Потому что в рецензиях, которые я читал на ваши книги, вас в том числе ругают.
Но практически все рецензенты отмечают, что написано очень интересно. Это главное условие, потому что, какая бы ни была история, если она не будет интересная, она не имеет смысла. И для того, чтобы быть интересной, что мы использовали в наших фильмах? Это, конечно же, фрагменты игровых эпизодов. Это, конечно, затратно, это самая затратная часть фильма и самая трудоемкая.

Гаспарян: И самая смотрительная будет.

Кузавков: Но она самая смотрительная, да. Поэтому мы заведомо шли, и продюсеры нас поддержали, чтобы все-таки это было сделано. Дальше - это приглашение известных актеров, звезд. То есть ведущим нашего цикла, всех четырех фильмов будет Даниил Страхов.

Гаспарян: Он не нуждается в представлении.

Кузавков: Я думаю, что все видели его замечательную роль в фильме "Исаев".

Гаспарян: Ну, равно как и Евгений Киндинов не нуждается в представлении, Андрей Мерзликин. Один из последних вопросов, который я успею задать. Когда премьера?

Кузавков: Первые два фильма сейчас находятся в Красногорском архиве, поскольку заказчиком является Министерство культуры, и эксперты их смотрят. Я надеюсь, что они будут приняты. Это первый и второй фильмы. Но мы хотим, чтобы все-таки были показаны все четыре.

Гаспарян: Сразу.

Кузавков: Поскольку каждый раскрывает определенную часть мозаики. Для того чтобы была целостная картина, хотелось бы, чтобы все четыре. Третья и четвертая части сейчас в работе. И до Нового года, я надеюсь, мы эту работу закончим. Так, чтобы к юбилею, который в марте предстоит, 95 лет Первой русской революции, эти фильмы были показаны.
И уже дальше чтобы каждый сам для себя решал, стоит ли их смотреть и стоит ли делать какие-то выводы из тех историй, которые там рассказаны, из нашей большой истории.

Гаспарян: Я вам до эфира уже говорил, что я буду самым внимательным зрителем этого фильма. А продолжение-то последует у "Генералов против генералов"? Например, история генерала Абрамова, сын против отца? Чем не поучительный момент для аудитории, когда уже спустя 20 лет после Гражданской войны происходит противостояние?
Это не какая-то фигура речи сейчас - сын против отца. Это действительно противостояние сына, советского агента под оперативным псевдонимом "Ворон", одного из лидеров русской белой эмиграции генерала Федора Федоровича Абрамова. Ничего равного в нашей истории с тех пор не было. Это такая каноническая просто история.

Кузавков: Вы меня, конечно, застали врасплох, поскольку я этой темой не владею. Но даже то, что вы рассказали, конечно, интересно. Знаете, мне попадались такие истории прямого противостояния. И я все-таки старался их выводить за рамки. Почему эти герои? Потому что они были обычные и честные люди. И вот так все сложилось.
То, что вы говорите, это трагедия шекспировского масштаба. Так же, как, допустим, Буденного я читаю, причем он описывает довольно подробно и натуралистично в своих воспоминаниях, как командир его полка Алаухов в бою зарубил отца. Это просто страшно читать. И я думаю, что это тема даже не для документального фильма, а для более серьезного исследования, более масштабного.

Гаспарян: Но продолжение последует? У творческого человека, понятно, не очень красиво спрашивать. Я сам не очень люблю вопроса - ваши творческие планы. Но четыре серии, с одной стороны, как говорил герой Дюма, очень мало, а с другой стороны, уже много.

Кузавков: Будет видно. За несколько последних лет было снято несколько фильмов исторических. Это о Шмелеве, это о Шехтеле, историке. Это фильмы по моим сценариям. И этот период, так или иначе, возникает и как-то не отпускает от себя, даже если я хочу заняться какой-то другой темой.

Гаспарян: Уже погрузились в такой мир ушедшей России?

Кузавков: А он, я думаю, не совсем ушедший. Это иллюзия, что он ушедший. На самом деле он не ушел в каком-то историческом плане, а что тут несколько десятков лет, это не так далеко. Так же, как он не ушел и физически, потому что и в вашей, и в моей крови кровь наших прадедов.

Гаспарян: Это вне всякого сомнения. Я имел в виду тему ушедшей России, изменившийся очень сильно язык, изменившуюся культуру, изменившееся мироощущение. Даже изменившееся православие, по большому счету. Потому что оно претерпело огромные изменения за прошедшие сто лет.

Кузавков: Я думаю, что, к счастью, к какому-то чуду, несмотря на все те переломы, которые были в нашей истории, каким-то образом с Божьей помощью мы все-таки самое главное в себе как-то сохранили.
Да, у нас сейчас, к сожалению, нет такого ощущения Родины, как было у моих героев. Для нас сейчас это ощущение Родины, к сожалению, не понятно. Они воспринимали Родину так же, как мы сейчас воспринимаем семью. Для любого нормального человека, не маргинала, сказать, что ты должен защитить семью - это естественное. Даже об этом не нужно говорить. Каждый будет защищать это как что-то свое, родное.
А когда говорят - защитить страну, то сразу возникает вопрос. Вы можете мне сейчас ответить, какой из государственных институтов вы готовы защищать с оружием в руках? Государственную думу? Какое-то из министерств или какую-то из администраций?

Гаспарян: Я могу ответить.

Кузавков: Скажите.

Гаспарян: Я буду защищать русскую государственность.

Кузавков: Ну, это слишком общее.

Гаспарян: Тогда было то же самое, они защищали русскую государственность, которая включала в себя устои христианские, мораль. Это очень большое было понятие - русская государственность. Те же Слащев и генерал Скоблин очень много об этом говорили.
Что это вообще такое, русская государственность? У этих двух людей, если мы посмотрим, что они говорили с 1918 по 1921 годы, а второй - с 1918 по 1937, это понятие "русская государственность" будет красной строкой проходить.
Понятно, что у Бонч-Бруевича и Снесарева она была уже немножко трансформирована вследствие тех изменений, которые произошли в стране.

Кузавков: Ну, вы как писатель мылите общими категориями. Я как режиссер мыслю более конкретно, поскольку мне надо что-то показывать в кадре. И каждый из этих моих героев не защищал абстрактную государственность. Они не защищали абстрактное русское государство. Они защищали конкретную русскую армию, которая для них была олицетворением порядка, смысла и семьей. То, к чему я подвожу.
Опять же говорю, что это понятие отношения к государству, отношения к своей земле, как к своей семье, к сожалению, у нас утеряно. Мы сейчас пытаемся его обрести, надеюсь, что с Божьей помощью мы это все сможем, сможем этот путь пройти и найти те корни, которые нас будут питать.

Гаспарян: Мне остается только пригласить вас уже после премьеры, по горячим следам обсудить картину. Потому что говорить о том, что ты еще пока не видел, и о том, как ты это себе представляешь, на мой взгляд, было бы бестактно с моей стороны.

Кузавков: Спасибо, Армен. Надеюсь, что один из участников нашего проекта, известный актер Евгений Стычкин также сможет принять участие в нашей передаче. К сожалению, он не смог прийти, потому что большая занятость.
Мы говорим, насколько история далека или близка. Когда мы стали работать над фильмом, Евгений Стычкин озвучивал у нас одну из таких сложных, противоречивых ролей, роль белого разведчика Носовича. И выяснилось, что родной прадед Стычкина - это известный генерал Цабель, перешедший на сторону Советской власти.
Причем он служил в Высшей военной инспекции. И вполне возможно, к сожалению, документов этих не сохранилось, он был именно одним из тех, кто спас от расстрела в 1918 году героя нашего второго фильма - Андрея Снесарева.

Гаспарян: И это почти сто лет спустя.
Источник: радио "Голос Росии" 

++++++++++++++++++++

дополнительный ролик
Категория: История .. | Добавил: ShadeII (03.11.2011)

Просмотров: 2439 | Теги: история, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

9

Похожие новости
:


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


ИГРЫ ОНЛАЙН
Бато. Сокровища Тибета
Grepolis
Клубные заморочки 2
Снежные загадки 2
Загадки Египта
Починяй-ка. Знакомство с р...
Приключения Джулии. Велико...
Пленники горного замка
Цветочные Загадки
Сприлл и Ричи. Приключения...
Время духов. Секреты помес...
Королевство. Приключения Э...




Поиск
Категории раздела
!
Современная Россия [48]
Народ и власть
История .. [86]
Искусство [128]
Духовность [17]
Культура, путешествие [28]
Народное творчество [27]
Русское .. [40]
Меню сайта
! ЛИНИИ ЖИЗНИ
Музыкальный дневник
Интересное рядом
Страны и Континенты
FREE DOWNLOAD

Контакты и помощь сайту
Форма входа



Друзья сайта
  • Rock Metal Wave
  • World Vision




  • *Скачать бесплатно
    _____download free

    Музыка


    [14.01.2020]
    Agusa - Tva (2015)
    [14.01.2020]
    Cattle Decapitation - T...
    [14.01.2020]
    Cattle Decapitation - M...
    [30.12.2019]
    Cattle Decapitation - D...
    [24.12.2019]
    Free From Sin - Free Fr...
    [18.12.2019]
    Gideon's Army ‎- Wa...
    [20.11.2019]
    American Angel - Americ...
    [20.08.2019]
    The Doors - The Best Of...
    [14.08.2019]
    MindSplit - Charmed Hum...
    [01.08.2019]
    Within Silence - Galler...


    Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    ***********4

    _____________


    художники путешествие Дача здоровье крючок искусство фотоальбом сказки Куклы на заметку Цветы флора видео аудиокниги Россия Alternative Rock кино музыка Живопись Интересно фото креатив скачать Progressive пэчворк metal video рисование советы женщины Игрушки рисунки Folk Progressive Metal Metal music rock music Rock video rock video творчество Стили lossles книги кулинария кухня скачать журналы загород дом Folk Rock печворк русский альбом люди Blues blues rock сад дизайн download Hard Rock Lossless Heavy Metal Power Metal Мелодрама рукоделие история архитектура новый год progressive rock жл 52Гц я люблю тебя (2017) hand made интерьер уют вязание Спицы Вяжем детям Мода модели Живность фотоработы шитье детская вышивка журналы рецепты выпечка Фантастика Приключения журналы по вязанию журналы по рукоделию журналы по вышивке Metal Music вязание крючком сериал бесплатно смотреть онлайн Фильм онлайн Фильмы литература книга
    ***

    Творческая мастерская SANA



    Copyright Crown6 © 2024 Копирование возможно только с прямой ссылкой на сайт
    Бесплатный хостинг uCoz