Художник Смирнов Сергей Иванович/Обряд кликанья мороза
Кликанье мороза - обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его
ритуальной пищей, приуроченное к некоторым переломным моментам в году,
прежде всего к святочному периоду.
Обряд кликанья мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в
определенное место и время, при котором произносилась специальная
приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в
доме либо по возрасту - мужчина или женщина, либо по статусу - хозяин
или хозяйка.
В рамках суток кликанье производилось в полночь , утром или днем.
Пища, которой угощали мороз, являлась обязательным блюдом соответствующих праздничных трапез.
У русских наиболее распространено было кормление мороза овсяным киселем;
но в западно-русских местностях мороз зазывали, как и у белорусов, на
кутью. В качестве угощения могли использовать и блины. Овсяные блины,
наряду с кутьей, непременно готовили к Крещенью и звали Деда-Мороза
В начале ХХ в. в некоторых местах мороз закликали уже не с обрядовой
пищей (кутья, кисель, блины), а с тем, что было на праздничном столе:
похлебка или щи.
Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи
или киселя; если же по окончании - то выносили остатки обрядового блюда
Все эти пространственные ориентиры в мифопоэтических представлениях
отмечены знаком границы между "своим" и "чужим" мирами (окно, порог,
крыльцо), являются "каналами" связи между "мирами" (печная труба) или
местами, где могут появляться в определенное время разнообразные
представители "иного" мира, в данной обрядовой ситуации - мороз (подпол -
нежилая часть дома; огород, улица - "чужое" пространство за пределами
"своего" - дома).
Смысл обряда кликанья мороза в значительной мере проясняет его словесное оформление.
Обязательным элементом приговорных формул является приглашение придти
"сейчас", т.е. когда совершается обряд, и поесть киселя или кутьи. Далее
в приговоре обычно следует просьба не приходить в другое время - летом,
ранней весной, - чтобы не морозить овес и рожь, не съедать огурцы, не
убивать росу, не морозить "курчат" (цыплят), поросят, ребят, и далее
следует отсылка бить (колотить, молотить, веять) дуб, клен, бабий лен
(коноплю, посконь), быльник, крапивник, "папорот" и нечистую траву.
Просьба не приходить летом в некоторых случаях реализуется в алогичном
на первый взгляд мотиве пожелания, чтобы мороз оберегал посевы. Однако,
по всей видимости, забота мороза как раз и состоит в том, чтобы
отсутствовать, что должно обеспечить предотвращение градобития и
загнивания хлеба как последствий возможного прихода мороза в неурочное
время.
В связи с этим в приговорных текстах иногда содержится отсылка мороза
лежать под гнилой колодой, что в мифопоэтических представлениях означает
'находиться за пределами "этого" мира', т.е. 'не быть'. В некоторых
приговорах звучит мотив угрозы морозу: "Цепом голову проломлю, метлой
очи высеку!".
Обряд кликанья мороза стоит в ряду аграрных ритуалов, имеющих целью
воздействовать на силы, от которых зависит благополучие прежде всего
посевов, в данном случае - воздействие на природную стихию - мороз.
Но поскольку хозяйственная деятельность крестьянина не ограничивалась
лишь основным занятием - земледелием, -в приговорах появляется и мотив
общего благополучия в хозяйстве (чтобы не поморозились не только овес и
рожь, но и "курчата", и поросята, и дети).
Близок по форме и значению к кликанью мороза обряд, приуроченный к
срокам встречи весны, когда для крестьянина непосредственно
актуализировались подготовка к посевным работам и забота о будущем
урожае.
В "сороки" - 9/22 марта - в Новгородской губ. хозяйки пекли 40 "орехов"
- шариков из ржаной и овсяной муки, и, начиная с этого дня, бросали
ежедневно по одному ореху на улицу, призывая мороз: "Мороз, Красный нос!
Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся по добру, по здорову…".
Это сорокадневное кормление мороза связывалось с народной приметой о том, что после 9 марта бывает еще 40 ночных заморозков.
Существовал обряд кликанья зверей: дети с киселем приходили в овин,
садились на солому и звали: "Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы,
горностайцы, идите к нам кисель есть!" Один из парней, одетый в
вывороченную шубу и изображавший зверя, пугал ребятишек, и затем они
здесь же, в овине, съедали кисель.
У русских обряд кликанья зверей единичен, но он имел распространение,
например, в святочной обрядности карпатских гуцул. О "вырождении" и
трансформации обряда кликанья зверей у русских свидетельствует и то, что
его исполнителями являются дети, а не взрослые и старшие в семье, как
это случилось и с обрядом кликания весны.
Обряд кликанья мороза, как и другие славянские обряды угощения
ритуальной пищей животных, птиц, природных явлений, мифологических
персонажей и близок к обычаю приглашения умерших родственников на
совместную с живыми трапезу. Этот обычай был широко распространен у
многих славян и приурочивался как к особым поминальным дням, так и ко
многим календарным праздникам, например, зимние Святки.
Обрядовые детали, сопутствующие обычаю приглашения "мороза", выдают
черты ритуала "кормления душ"" : использование для кормления мороза
кутьи как поминального блюда , одновременное зазывание мороза и мертвых в
Святки, выкладывание первой ложки обрядового блюда и др.
Очевидна типологическая близость отмеченных ритуалов: и на уровне
структуры, и на уровне значения. Однако эта близость базируется, по всей
видимости, не на существовании праобряда, персонажами которого являлись
исключительно умершие родственники, а на некоторой общности адресатов
кормления для человека-земледельца: на уровне мифологического сознания
все они, так или иначе, противостоят человеку как иноприродные ему.
Даже в разного рода, казалось бы, противопоставлениях: человек -
природная стихия (мороз, туча), человек - животное (звери, птицы), живой
- неживой (предки), человек - нечистая сила (домовой, черт), просто
человек - человек, обладающий магической силой (колдун, ведьма), человек
- высшие силы (Бог, св. Миколай) и т.д. - вторые члены оппозиций
сближаются за счет своего отличия от признаков, присущих человеку и
определяющих его место в структуре мира.
В зависимости от климатических условий для разных групп славян
характерно было кормление и различных природных стихий или явлений:
мороза - у восточных славян, градовой тучи - у западных славян. Обряд
кликанья мороза приурочивался к началу года как к значимому моменту,
определяющему будущее, и в то же время к срокам безраздельного
господства холодов , а также к моментам, отмеченным в народном сознании
как рубежи времен года, зимы и весны, - "Сороки", Чистый четверг, Пасха,
- когда наступает пора убывания холодов.
Обрядовые представления о морозе, сохранившиеся в ритуале его
кормления, легли в основу мифологического образа Мороза. В
мифопоэтических текстах восточных славян природная стихия
персонифицируется в образе старика низенького роста, с длинной седой
бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы.
Народные поверья о морозе у русских нашли отражение в различных жанрах
фольклора: пословицах, поговорках, сказках. В последних мороз выступает в
функции помощника (Студенец, Трескунец) и дарителя при правильном
поведении сказочного героя (Морозко).
Помимо наиболее известных обработок традиционных представлений о морозе
в творчестве Н.А. Некрасова и А.Н. Островского, этот образ встречается в
стихотворениях Д.Н. Садовникова, Г. Галиной, С.М. Городецкого, М.П.
Клоковой, С. Северного, С. Есенина и других, по большей части как образ
природной стихии с элементами персонифицированности.
В конце ХIХ - начале ХХ в. в городской среде под влиянием
западноевропейских рождественских обычаев у русских возник образ Деда
Мороза как сезонного (рождественского) мифологического персонажа.
Позднее в связи с сужением времени празднования перехода от старого года
к новому - от двухнедельного святочного периода до одной ночи с 31
декабря на 1 января - Дед Мороз превратился в символ праздника Нового
года, каковым остается и по сию пору.
Современный Дед Мороз, культурный возраст которого исчисляется примерно
вековым отрезком времени, в новогодний период фигурирует в трех
вариантах: изображение Деда Мороза (открытки, куклы-фигурки), ряженый
персонаж новогодних представлений и обходов домов, мифологическое
существо в детском сознании.
Формирование внешнего облика Деда Мороза связано, с одной стороны, с
народными (обрядовыми, фольклорными) источниками о обработками их в
русской литературе; с другой, - с историей развития почтовой открытки и
елочной игрушки. Первые рождественские и новогодние открытки появились в
России в начале ХХ в; они печатались в основном в Германии, реже - в
Швеции, но по заказу России.
Появление кукольной фигурки Деда Мороза также связано с
западноевропейским производством. Это, по всей видимости, обусловило
сходство изображения открыточного и кукольного Деда Мороза с образом
европейского Санта Клауса. Первое упоминание об этой фигурке, еще без
называния имени Деда Мороза, в русской литературе встречается в 1906 г. в
стихотворении А. Блока "Рождество".
Персонифицированный образ Деда Мороза, отмеченный всеми, или почти
всеми характеристиками, которые присущи ему в современном детском
понимании или поддерживаются "игрой" взрослых (номинация, возраст -
старый или древний; локализация - лес, север; время его встречи с
людьми; статус хозяина этого времени, погоды, леса и лесных зверей;
характер - и строгий, и добрый; функция дарителя и т.д.), появляется уже
в стихотворениях "Елочьи гости" М.А. Пожаровой 1912 года и
"Колыбельная" А.В. Ширяевца 1923 года.
Ряд разноаспектных мотивов функционирования Деда Мороза в современной
новогодней обрядности типологически близок мотивам, развитым в
традиционной культуре. В новогодних спектаклях Дед Мороз предстает
судьей между добрыми и злыми силами, помощником положительных
персонажей; он же наказывает и изгоняет злых персонажей, либо прощает их
как раскаявшихся; наконец, он одаривает всех детей.
В акции обхода ряженых Дедом Морозом, Снегурочкой, некоторыми животными
или мифологическими персонажами домов, где есть дети, обращает на себя
внимание непременное угощение обходчиков. В некоторых семьях в наше
время поддерживается архаичная версия невидимости для людей Деда Мороза:
детям, желающим увидеть дарителя, кладущего подарки под елку,
внушается, что это невозможно, так как он появляется лишь тогда, когда
никого нет в комнате или когда все спят
История
Народные приметы
Обычаи
Обряды
Мифология
Мифы
Зима |