Алексей Иванович Корзухин родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота.
Художественные способности будущего живописца проявились в юном возрасте.
Уже В 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных.
В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.
Начиная с 1848 года,более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.
Уехав в 1857 в Петербург, в 1858г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств, где проучился вплоть до 1863 года.
В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в 1859 году - 1 серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства».
После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединенное с нею право на поездку в чужие края на счет казны.
В 1860 был освобожден от обязательной горной службы.
В 1863 году, вместе с несколькими товарищами, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании Петербургской артели художников,под руководством И.Н.Крамского, деятельным членом которой оставался до самого ее распада.
В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи членом-учредителем «Артели художников» и «Товарищества Передвижников», Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом. Он не принимал участия в выставках товарищества.
С 1864 года А.И.Корзухин становится преподавателем школы Общества поощрения художников. В выставках Товарищества он не участвовал, однако все его творчество развивалось в том же направлении, что и искусство передвижников.
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.
Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями.
В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.
В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника, стиль обстоятельной картины-новеллы, фиксирующей печальные и радостные аспекты повседневной жизни и быта простых людей. В живописных произведениях Алексея Ивановича тесно соседствовали светская и религиозная тематика. В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. Иногда среди его картин можно вcтретить и редкие портреты, например, особ из дома Романовых.
Занимаясь преимущественно жанровой живописью, Корзухин брался также за портреты и религиозные изображения.
Им исполнены в московском храме Христа-Спасителя, над одною из арок в главном алтаре - икона Богородицы «Слово плоть бысть» и лики четырех отцов церкви, роспись церкви Вознесения Христова в Крыму над Форосом, стенная живопись в соборе г. Ельца (верхний купол, паруса, настенные росписи над иконостасом, верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - "Распятие Христа"; "Божия Матерь Елецкая").
Произведения А.И. Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).
Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II,Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение.
С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма.
Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.
Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. (источник)
«Возвращение из города», (1870) — Государственная Третьяковская галерея.
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила Корзухина А. И. в звании художника 1-й степени
«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея За эту работу Корзухин А.И получил звание академика.
Возок. 1891
«Девичник», (1889) — Государственный Русский музей
Время для чая.
Portrait of a young girl in a headscarf. 1874
Бабушка с внучкой. 1879
Крестьянские дети.
«Птичьи враги», (1887) — Государственный Русский музей
«Крестьянские девочки в лесу», (1878) — Пермская государственная художественная галерея
У краюшки хлеба 1890
«Петрушка идёт!», (1888) — Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Канун Рождества. 1869
В красном углу.
«В комнатах», (ранее 1894) — Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
Покупка приданого. 1877. Волгоград
«Перед исповедью», (1877) — Государственная Третьяковская галерея.
«Похороны собаки», (1871) — Витебский художественный музей
«Разлука», (1872) — Государственная Третьяковская галерея
«В монастырской гостинице», (1882) — Государственная Третьяковская галерея
«Воскресный день», (1884) — Харьковский художественный музей
«Шутка», (ранее 1894) — Государственный музей Грузии
«Надоел», (1886) — Пермская государственная художественная галерея
«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание
Автопортрет, (1850) — Государственный Русский музей
Портрет дочери - Анны Алексеевны Корзухиной-Вер. 1881 Масло, картон
Портрет дамы. 1880 Холст, масло. Иркутск
Женский портрет. 1886 Холст, масло. Р-на-Д
Девушка, заплетающая косу. 1880 Холст, масло. КМРИ
Женский портрет (Портрет Иконниковой q). 1875
Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) — Государственный исторический музей
Боярышня. 1882
Портрет Г. Ф. Васильковой, (ранее 1894) — Государственный Русский музей
Портрет А.В. Вышеславцева. 1880
Портрет золотопромышленника и исследователя А. М. Сибирякова, (ранее 1894) — Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Портрет неизвестного. 1866
Портрет отставного солдата, (1883) — Государственный Русский музей
Портрет Р.Г. Судковского. Холст, масло. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина.
|