Я хотел бы сплести стихи из разноцветных нитей,
Из морских звезд и звезд небесных,
Я вплел бы в стихи морское прибрежье и детство,
Друзей и недругов,
Цветок и девушку,
Свежий ветер и чайку,
C XIV века на японских островах получил развитие стиль живописи, называемый «континентальным», так как являлся, по своей сути, прямым заимствованием живописных традиций Китая и Кореи.
Лишь в Х веке возникло живописное направление ямато-э, которое можно было назвать первым, по-настоящему японским, живописным стилем. Живописью ямато-э в основном покрывались сдвижные экраны (сёдзи) и ширмы. Несколько позже в Японии появился стиль эмакимоно, живописные произведения которого выполнялись на длинных свитках-полотнищах. Рисунки эмакимоно носили простой символический характер.
В XIV веке на смену эмакимоно приходит другой, появившийся в буддийских монастырях живописный стиль — суми-э. Суми-э — живопись тушью в стиле дзен — очень скоро выходит за стены монастырей и становится значимой частью культуры всего как религиозного, так и светского японского общества. Это искусство созвучно поэзии хайку:
Капля застыла на ветке,
Нехотя каркает ворон.
Белый на чёрном – Февраль.
Хатори Хасо
Несомненно, живопись, похожая на суми-э, существовала и в Китае задолго до появления ее в Японии. Китайский прототип суми-э возник в период правления династии Сун. Но лишь в Японии приобрело эстетическую утонченность и оформилось в то самобытное направление, которое мы часто называем живописью дзен.
|
|
Свое название направление суми-э получило от сочетания двух японских иероглифов: «суми» — тушь и «э» — живопись. По своей сути суми-э или, как его иногда называли, Суйбокуга являлась монохромной живописью тушью, похожей на акварель, на специальной бумаге Васи. Причем в суми-э используется только черная тушь и тушь серого цвета разнообразной гаммы, растворенная в воде. Кажущаяся примитивность суми-э обманчива. За простотой линий скрывается глубокий философский смысл. Мастер дзенской живописи не старается воспроизвести форму и внешний вид. Он, используя скупые штрихи, пытается выразить внутреннее существо объекта. Художник не копирует на бумаге предмет, а лишь отображает те его линии, которые необходимы для поставленной задачи.
Суми-э монохромна. В ней используется твердая черная китайская тушь (мумии) из древесного угля или сажи, которая растирается и разводится водой. Степень разбавления позволяет варьировать бесчисленное количество тональностей. Иногда допускалось включение цветного фрагмента, но он ограничивался небольшой линией или мазком, только усиливающим монохромный монолит произведения.
Луна или утренний снег…
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.
Вот так и кончаю год
Басё
Зиме вопреки
Вырастают из сердца
Бабочки крылья.
Мацуо Басё
Суми-э по своей сути выходит за рамки живописи и превращается в некую духовную дисциплину, объединяющую мир духовный и мир физический. Произведения суми-э не отображают окружающий мир, а выплескивают его на бумагу в преломлении через душу художника. Но, как и в любой духовной традиции, дзенская живопись опирается на ряд канонических принципов.
Истинное искусство дзен должно сочетать в себе пять принципов: фурюу, ваби, саби, югэн и моно-но аварэ.
Первый — фурюу (аналог китайского фэн-лю) — принцип утонченности духа художника, его хороших манер и образования, его эстетического мироощущения, и как следствие — возвышенности произведения.
Второй принцип — ваби — основывается на созерцании простой и чистой красоты, наслаждении покоем, отстраненным от мирских забот.
Принцип саби олицетворяет экзистенциальное одиночество человека, его «потерянность» среди холодного космического абсолюта. Это понятие трансформировалось из китайского саби, обозначающего смирение, покой, старость и зиму.
Югэн — четвертый принцип искусства дзен — часто называют Красотой Одинокой Печали. В Китае понятие юргэн служило символом непостижимого, скрытого от смысла и понимания объекта. Такого объекта, суть которого невозможно постичь ни интеллектуальным, ни умственным путем. В дзене югэн стал олицетворением элегантной, таинственной, но в то же время несколько мрачной, красоты, а также спокойной и одинокой эстетичности, разнообразия смыслов.
П
ятый и последний принцип — моно-но аварэ — переводится как очарование вещей. Он служит призывом к эстетическому идеалу переживаний и чувствования красоты, скрытой в природе. Но не явной, «прямолинейной» красоты, а той эфемерной, скрытой, едва различимой… Этот принцип призывает к умению видеть ее везде: в плывущих облаках, дереве, птице, человеке. Аварэ — буддийское понятие, обозначающее недолговечность жизни и материального начала, а также непостоянство, изменчивость и печаль жизни. Исходя из этого, пятый принцип учит находить зыбкую и неповторимую красоту в постоянно меняющемся мире, любоваться ей.
При большом разнообразии форматов и видов произведений в стиле суми-э существовали основные форматы и виды, которые являлись классическими:
- Ёко-нага-эбан — картина особо широкого горизонтального формата;
- Ёко-обан — вариант пейзажного формата обан (большой формат);
- Ёко-тандзаку-бан — вариант пейзажного формата тандзаку-бан;
- Ёко-хадзама-бан — горизонтальный хадзама-бан;
- Какэмоно — живописный или каллиграфический свиток;
- Нага-обан (длинный формат) — особо длинный обан (большой формат);
- Обан — большой формат, приблизительно — 39,5 х 26,8 см;
- Сикиси-бан — традиционный формат плотного картона, близкий к квадрату (различают два стандартизированных размера: большой и маленький. Большой — приблизительно 19,4 х 17 см);
- Тандзаку-бан — так называемый печатный формат. Представляет собой вертикальные листы наподобие узких полос бумаги. Размер такого формата — приблизительно 44 х 7,6 см;
- Тюбан — средний формат. Размер 29,3 х 19 см;
- Утива-эбан — картины в виде круглых вееров;
- Хасира-э — длинный и узкий формат из плотной бумаги. Размер — приблизительно 70 х 20 см;
- Хадзама-бан — портретный формат. Размер — около 33 х 23 см;
- Хособан — узкий формат. Размер — около 30-35,5×15,5 см.
Выбрав нужный формат бумаги, художник подготавливал все необходимые рисовальные принадлежности и раскладывал их так, чтобы они находились у него под рукой и ничто не отвлекало бы от процесса творчества.
Закончив с технической стороной, художник выпрямлялся и сосредотачивался на белом листе, очищая свой ум и медитируя на выбранном объекте. По преданиям, великие Мастера древности медитировали по нескольку дней, прежде чем взять в руки кисть и обмакнуть ее в тушь…
Медитация помогает достичь максимальной концентрации сознания и ощущения сути объекта, который хочет изобразить художник. Художник, поймавший этот момент, берет в руки кисть и спонтанными движениями, на едином дыхании переносит на бумагу образ своего сознания. Так рождается живописное произведение дзен — произведение, лишенное излишних деталей, но передающее синтез природы и суть вещей.
И снова сравните с хокку:
Так незаметно
Раскрылся сердца бутон
Увядший. Словно
Чья-то рука, цветок жизни
Моей поставила в воду.
Морио Таскэ
В живописи дзен не существует дуализма: противоречие между случайностью и человеческой волей отсутствует. Дисциплинарная спонтанность или спонтанная дисциплина — такими словам, пожалуй, можно выразить сущность суми-э.
Я хотел бы сплести стихи Из лунных бликов и блеска стали,
Из тумана и неба, Из сосулек и папоротника «овечьи зубы»,
Из облаков и взглядов Сплести хотел бы…
Но как же неумело мое рукоделье —
Рукоделье беспомощного поэта!
(Хоригути Дайгаку)
Несколько ссылок на галереи работ в технике суми-э вы найдёте на сайте
http://www.angelfire.com/il/SumieSociety/gallry.html
композиции тут очень интересные
Источник:
Б. Трубников, 2008
Галерея современного искусства «Северная Пальмира» |