Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».
В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).
_______________________
|
Готический стиль завершил развитие средневекового искусства в ряде Европейских стран (Западная и Центральная Европа, часть стран Восточной Европы). В эпоху Возрождения средневековое искусство считалось варварским, отсюда и пошло обозначение стиля от названия германского племени готов. В становлении готического стиля выделяют три этапа – ранний, зрелый, поздний.
Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 века. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Середина 13 века – время расцвета готической архитектуры. В это время готические соборы строились и в других европейских странах – Германии, Нидерландах, Испании, Великобритании, Швеции, Чехии. Особое место занимают готические соборы с их огромными пространствами, показывающими ничтожность человека перед Богом, сияющими витражами, показывающими величие божественных сил. Собор был средоточием, центром жизни всего средневекового города. Не утратил он своего значения и по мере ослабления догм церкви, развития архитектуры городов. В соборах помимо богослужений проводились богословские диспуты и собрания горожан.
Готический собор – пример работы инженерной мысли человека. Классические готические соборы можно увидеть во Франции – 3-5-нефные базилики с поперечным нефом – трансептом и полукруговым обходом хора, к которому примыкают радиальные капеллы. Интерьер соборов высок, освещен цветными витражами, поднят к самому небу высокими, летящими вверх стрельчатыми арками. Присутствует ощущение практически необъятного космического пространства, полета. Статуи, рельефы воплощают единую библейскую сюжетную линию. Декор собора ритмичен, созвучен с архитектурным решением фасадов, торжественен. В отличие от застывших форм предшествующего романского стиля в готике появляется динамика, расширение сюжетной линии, развитость пластических форм, обращение к человеку, формам природы.
С конца 13 –начала 14 века строительство готических соборов во Франции переживает некоторый кризис, в градостроительстве развиваются архитектурные решения городских и монастырских зальных церквей, дворцовых и замковых капелл, городских ратуш, замков, особняков знати. Для поздней готики характерно распространение алтарных скульптур, экзальтированных эмоциональных сюжетов о страданиях Христовых. В 14-15 веках появляются росписи на светские темы, миниатюры, стремление передать пространство и одухотворенность образа человека.
В разных странах готика развивалась со своими особенностями. Так, например, в Великобритании, готический стиль мог бы развиться раньше европейских стран, но развитие страны, обуреваемое внутренними противоречиями, было замедленным. В Германии готика расцвела к середине 13 века и дала мировой культуре шедевры зальных церквей, соборов, светских построек (Бамберг, Магдебург, Наумбург). Поздняя готика Германии это прежде всего зальные церкви в Аннаберг-Буххольце и дворцовые залы в в Майсене. Готические соборы принесли славу культуре Нидерландов (Антверпен, Мехелен). Норвегия, Дания, Швеция испытывали влияние готики Франции, Германии, Великобритании. В Италии готика наиболее проявилась в строительстве гражданских зданий – в ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции). Культура раннего Возрождения в Италии сдерживала развитие готики. Обращаясь к готическому искусство Восточной Европы, мы видим лаконизм и суровые внешние формы вместе с праздничным декором башен и окон. Это готика Венгрии, Чехии, Словакии, Трансильвании, Словении, Польши, Прибалтики.
14 век – время, когда готика стала сдавать свои позиции, уступать место тенденциям Возрождения. Человечество накапливало жизненный опыт, все более интересовалось реальностью, устройством природы, и человеку все более отводилась роль творца, и в 16 веке ренессанс пришел на смене готике практически во всех странах.
____________________________________________________________________
Статья подготовлена по материалам Московской Художественной Галереи.
|