Поздравлять Геннадия Хазанова с юбилеем чрезвычайно сложно, потому что талант Геннадия Викторовича настолько многогранен, что поневоле начинаешь путаться, о какой стороне его таланта следует говорить в первую очередь? Казалось бы, все понятно: Хазанов - один из немногих артистов, кто исповедует на эстраде все принципы "большого и настоящего" театра, потому его игра, пусть даже в ранних небольших миниатюрах, сразу запоминается. Конечно, все это так, но на самом деле творчество Хазанова куда глубже и многогранней.
Одним из главных своих учителей Хазанов по праву считает Аркадия Райкина: как и Райкин, Хазанов, выходя на эстраду, во главу угла ставил сцену - а раз ты на сцене, то и жить на ней должен по сценическим законам, и система Станиславского давала себя знать. Хазанов с первых шагов на эстраде показал себя мастером перевоплощения. Его первая маска - незадачливый студент кулинарного техникума, из-за своей наивности и простодушия то и дело попадающий в нелепые ситуации - родилась еще в студенческие годы: Хазанов не поступил в Щукинское училище, и пошел учиться в МИСИ, где сразу же стал членом студенческой команды КВН. Там-то нелепый студент и явил публике свое лицо в первый раз.
Но затем удача улыбнулась Хазанову - его принимают в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, по окончании которого он получает отличную "путевку в жизнь": сперва работает конферансье в оркестре Леонида Утесова - и это, как вспоминал Хазанов, была отличная школа. На концертах он видел всех легендарных мастеров эстрады - и мог перенять их мастерство, не говоря уже об общении с самим Утесовым, который был истинным кладезем актерских баек, воспоминаний и ключевых сценических приемов.
Поработав с Утесовым, Хазанов переходит в Москонцерт - и вскоре на эстрадной сцене зажигается новая звезда: в 1975 году монолог студента кулинарного техникума показали по телевизору, и Хазанов, как принято говорить, проснулся знаменитым. И тут надо отдать Хазанову должное: он мог бы эксплуатировать маску студента еще долгие годы - фактура позволяла, да и студент, в принципе, мог бы взрослеть - и стать выпускником техникума или поваром-неумехой, но Хазанов решает не зацикливается на одном образе, а берется за самые разные монологи, выходя на сцену все в новых и новых образах. Для Хазанова пишут лучшие авторы-сатирики: Марьян Беленький, Лион Измайлов, Семен Альтов, Аркадий Хайт. Именно Хайт подарил Хазанову знаменитый монолог попугая, который мгновенно разлетелся на цитаты, не хуже чем юморески про кулинарный техникум: "но я и здесь молчать не стану", "в зоопарке тигру не докладывают мяса - пока не поздно, спасайте хищника".
Еще делая первые шаги в Москонцерте, Хазанов перепробовал многие эстрадные жанры - от пародии до клоунады, и эта разножанровость ему впоследствии пригодилась: Хазанова начинают приглашать на озвучание мультфильмов, и в наши дома входят сперва добрый кот Леопольд и хитрые мыши (они говорят голосом Хазанова в мультфильме "Леопольд и золотая рыбка"), затем талант Хазанова-пародиста проявляется в "Ну, погоди!" (в выпуске, в котором Волк попадает на телевидение, Хазанов спародировал всех ключевых деятелей советского ТВ - от Николая Озерова до дуэта Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны), ну и, наконец, попугай Кеша (от попугаев Хазанов всю жизнь никуда не денется) в трехсерийном "Возвращении блудного попугая".
В 1987 году Хазанов переходит с эстрадной сцены на театральную - Роман Виктюк ставит для него моноспектакль "Масенькие трагедии". Но настоящий успех - и одновременно шок у всей театральной публики Москвы вызывает неожиданное приглашение Хазанова Сергеем Юрским на роль в спектакле "Игроки-XXI". На МХАТовскую сцену Хазанов выходит в окружении истинных звезд: в спектакле царят Леонид Филатов, Александр Калягин, Вячеслав Невинный, Евгений Евстигнеев. Но и на их фоне Хазанов отнюдь не потерялся - Юрский доверил ему роль подложного чиновника - у Гоголя он носит имя "Псой Стахич Замухрышкин", но режиссер переименовал его в Аркадия Андреевича Дергунова. Облаченный в черный сюртук, Хазанов играл маленького человека, обреченного взяточника, еврея-выкреста - и в этой роли был не столько комичен, сколько трагичен: сразу становилось понятно, что этот пройдоха однозначно вытащит из просителя ровно ту сумму денег, которую тот может дать.
Хазанов снимается и в кино: Николай Досталь приглашает его на рол фотографа Марата в фильм "Маленький гигант большого секса", снятом по повести Фазиля Искандера "О, Марат!". Интересную роль сыграл Хазанов и у Николая Досталя: в 1997 году тот задумал снять ремейк легендарного фильма Стено и Марио Моничелли "Полицейские и воры", где действие будет перенесено в постперестроечную Россию. В итальянском оригинале безымянного вора сыграл великий Тото, а безымянного полицейского - Альдо Фабрици, и Досталь тоже решил позвать на главные роли в своем фильме титанов актерского мастерства: охранника-"полицейского" сыграл Вячеслав Невинный, а роль незадачливого вора досталась Хазанову. И, надо сказать, что роль Хазанову удалась - конечно, он досконально знал оригинал, но своей игрой он не стремился подражать Тото, а создал свой, очень яркий и даже по-своему нежный образ запутавшегося в безумных перипетиях 90-х человека, который готов пойти на любые ухищрения для того, чтобы прокормить семью. Ох, как это ощущение было знакомо практически всем гражданам бывшего СССР! Тут Хазанов, конечно же, попал в точку.
Примерно в это же время, во второй половине 90-х, Хазанов наконец находит "своего" театрального режиссера - с Леонидом Трушкиным в Театре Антона Чехова и на сцене Театра эстрады, который после смерти Бориса Брунова в 1987 году возглавит Хазанов, они сделали уже пять спектаклей (и наверняка не остановятся на достигнутом). О роли Хазанова в судьбе Театра эстрады надо, конечно же, сказать особо - когда Геннадий Викторович сел в кресло художественного руководителя, выяснилось, что он, помимо актерского таланта, еще и обладает талантом администратора: он фактически спасает площадку, которая могла оказаться в весьма плачевном положении. Помимо регулярных эстрадных программ, Хазанов приводит на сцену Театра эстрады и антрепризные спектакли, и спектакли родного для него Театра Антона Чехова, и даже мюзиклы (именно в Театре эстрады идет мюзикл We Will Rock You, созданный на основе легендарных песен группы Queen).
Хазанов действительно блестяще знает историю театра - и обладает удивительной актерской интеллигентностью той самой, сегодня почти забытой "старой школы". Мне посчастливилось несколько раз брать у Геннадия Викторовича интервью - и в каждом из них он в обязательном порядке рассказывал анекдот - но анекдот не в общем понимании (из серии "приходит Петка к Василию Ивановичу"), а в его классическом смысле - анекдот как рассказ о забавном случае, приключившемся с реальной исторической личностью. Хазанов помнит невероятное количество анекдотов из жизни МХАТовских стариков или королей послевоенной эстрады - и с радостью, и невероятно к месту вставляет их в разговор.
Хазанов умеет дружить - и невероятно ценит своих многочисленных друзей, даря им трогательные актерские подарки: на дни рождения и юбилеи своих товарищей - актеров, писателей, режиссеров, музыкантов - он всегда дарит им выступление, эстрадный номер, написанный специально для именинника, и каждый раз это - настоящий фонтан актерского мастерства, а порою - невероятных перевоплощений (для Григория Горина Хазанов однажды даже вышел на сцену в женском образе).
Но сегодня, в день своего юбилея, Геннадий Викторович будет не поздравлять, а принимать поздравления от миллионов своих поклонников и друзей. Присоединимся к ним и мы - и пожелаем любимому артисту крепкого здоровья и творческого долголетия - и, думаю, созданный Хазановым попугай Кеша вполне может в этой ситуации хрипловато произнести: "Встреча окончилась со счетом 7-0 - в нашу пользу!"
Коллеги о Геннадии Хазанове
Клара Новикова Поздравляю с юбилеем дорогого Гену, Геннадия Викторовича, Геночку! Я не буду обозначать эти даты, цифры - все почему-то любят говорить, до каких дожили времен. Мы дожили до хороших времен, и он много успел сделать - в жанре, в котором работал и продолжает работать, я хочу пожелать, чтобы он еще больше успел сделать, ведь мы все ждем его новых проектов, его открытий. Да он и сам открытие!
Вся страна знает его как выдающегося артиста, он и в жизни такой - дружелюбный. Но как и всякий человек, он может и обижаться, которого можно обидеть. Но хотелось бы, чтобы его никто и никогда не обижал.
Геннадий Викторович - художественный руководитель театра, и очень требователен к профессии. Это я могу точно сказать! Он требует такой же верности и преданности от тех людей, которые находятся у него в подчинении. Он очень строг профессионально. Хотя, когда я сейчас наблюдаю его в программе "Точь-в-точь", и когда я вижу Хазанова, который умиляется, понимаю, что на его месте я бы тоже умилялась.
К тому же он - очень заботливый отец, он безумно любит свою дочь и своих внуков.
Анна Ардова
Я желаю Геннадию Викторовичу прежде всего здоровья, потому что остальное - талант, ум, красота, юмор, счастье - у него есть. А здоровье пусть будет крепким, чтобы он радовал нас еще бесконечное количество раз!
В жизни, в общении, в работе он очень скромный. И очень добрый. Хотя в его положении можно было бы себя вести понаглее! Он милый и внимательный, я к нему очень хорошо отношусь, иначе и быть не может.
Я вместе с ним была в жюри передачи "Точь-в-точь", работать с ним - одно удовольствие не только для меня, но и для всех участников - он очень объективный.
Ольга Прокофьева
Геннадий Викторович! Восхищаюсь Вами! Мы несколько раз вместе трудились в кинопроектах, и когда Вы появлялись на съемочной площадке, в воздухе начинала витать атмосфера праздника.
Вы фонтанировали, завораживали, заводили, бесконечно трудились и всех заряжали своей энергетикой. Знаю, как Вы умеете поддержать, выслушать, помочь - и не только в профессии. Вы неравнодушны к любым проблемам ваших коллег. Низкий вам за это поклон! И еще. Вы - в потрясающей форме, вы мудры, галантны, ироничны, умны, интеллигентны. С Вашего разрешения буду продолжать восхищаться вами и дальше! С уважением, Ольга Прокофьева.
_____________
Павел Сурков
|