Хочу рассказать один сказ. Не долгий, не короткий; не весёлый, не грустный - обыкновенный, про жизнь, в одном из её аспектов, достаточно узком. Может быть с моралью, а может и нет - кому как покажется.
В некотором царстве, во французском государстве жил да был такой замечательный издающий музыку лейбл "Chronological Classics". И поставил он себе задачей ремастировать и переиздать на CD всю перешедшую в категорию общественного достояния классику джаза и ритм-н-блюза эпохи 78RPM - то есть до появления долгоиграющих пластинок (это конец сороковых - середина пятидесятых годов прошлого века, у всех по-разному). Сказано-сделано: с ноября 1989 года издавал этот лейбл под руководством месье Жиля Петара (Gilles Pétard) - знатока-энтузиаста, у которого к тому же, видимо, и деньги водились, - по пять наименований дисков в месяц в единообразном, но различном по цветовой гамме оформлении. Первый выпуск был посвящён записям Эллы Фитцджеральд 1935 -1937 гг.
В общем, этим лейбл и занимался неуклонно все 1990-е и начало 2000-х, строго выдерживая взятый темп. Задача была масштабная - и исполнение ей под стать: одних, например, подходящих под вышеуказанные критерии Дюков Эллингтонов было выпущено 40 полновесных выпусков (не считая последующих сборников из них). Среди прочих "клиентов" лейбла - Армстронг, Билли Холидей, Каунт Бейси, Бенни Гудмен и др.; это крупняк, но в "Классики" не был заказан вход и артистам средней руки. Знатоки и коллекционеры очень уважали этот лейбл - помню, например, как в конце 1990-х его продукцией был плотно набит джазовый отдел магазина "Трансильвания 6500", что на Тверской. Обратить бы тогда внимание - но всего ж никогда не купишь, да и ассортимент её был таков, что глаза разбегались.
В общем, дело было в надёжных руках. Три вещи лишь можно поставить в упрёк "Классиксам" - первое это то, что у них никогда не было официального представительства в глобальной сети Интернет (и потому сказ практически и не сопровождается внешними ссылками), так что полный каталог их продукции в готовом виде добыть и было, и есть невозможно, разве что если восстановить его самому; второе - чуть глуховатый (это моё частное мнение) мастеринг, уступающий в аналогичной категории по чистоте и прозрачности звука трансферам, например, лейбла Yazoo (считающегося образцом в области архивных переизданий); ну и также то, что практически все выпуски выходили с полиграфической ошибкой: на фасаде буклета вместе "Chronological" красовалась надпись "Chronogical". Всё прочее же было как минимум на достойном уровне.
Но ничто не вечно под луной. Особенно это, как мы теперь все уже знаем, касается музыкально-издательского бизнеса.
XXI век пришёл в музыкальную индустрию под знаком тяжёлых времён. Застонали даже мейджор-лейблы с их "фабриками звёзд", что уж говорить про гуманитарные проекты культурно-охранительной направленности, к которым отнесём и наш лейбл-герой. В 2004 году паче всякого чаяния, но вполне предсказуемо банкротится оригинальный дистрибутор; нарушается график переизданий. Джазово-историософская общественность волнуется, однако знамя подхватывает компания "Абей мюзик (Abeille Musique)" и её дистрибутор "Ноктюрн"; производство и продажа дисков серии возобновляется, но всё более скромными темпами. И это был показатель неблагополучия - к началу нынешнего года дела лейбла в очередной раз перешли из рук в руки, на сей раз в ведение компании "Плю Луэн (Plus Loin)", в планы которой уже не входит дальнейшее издание выпусков серии. Всё.
Что осталось? Остались изданные за два десятка лет пластинки "Chronological Classics" - уникальное по широте охвата, хронологически систематизированное хранилище музыкального материала целой эпохи, с такой же полнотой и скрупулёзностью не собранное для пользования широких масс слушателей больше нигде и никем. Стоит ли говорить, что ценность этих пластинок для коллекционеров ещё более выросла. Кое-какие из выпусков серии ещё можно отловить в сети - но в каталоге "Абей мюзик", куда можно попасть по данной выше ссылке, все они уже числятся недоступными к приобретению. А на вторичном рынке - например на онлайн-аукционе eBay - кое-что из "Классиков" порой всплывают по цене и 100, и 150, и более долларов за экземпляр... Что будет? Сложно сказать. Новый аналогичный проект вряд ли уже возможен - рынок CD дышит на ладан. Что-то пока ещё издаётся то тут, то там другими компаниями - большей частью по верхам. Что-то, может быть даже многое, будет оцифровано и выложено в сеть - но когда, кем, насколько полно и добросовестно, Бог весть. К тому же, что-то ведь так и осталось непереизданным на CD - не успели... Да и будет ли такое продолжение вообще продиктовано широким спросом на архивный джаз? на основании наблюдения за мутациями популярных вкусов верится в это как-то слабо. А ведь это целый культурный пласт, мощная культурная доминанта ушедшего века, его наследие, в чём-то сформировавшее мир...
В общем, энтузиасты в очередной раз остались наказаны, собиратели - у разбитого корыта, культура как всегда - на перепутье; а прогресс - победил. Сказке конец, а кто слушал - молодец.
Энди Кирк не стремился быть ведущим музыкантом (по крайней мере он никогда по-настоящему не солировал), аранжировщиком или известной личностью. В то же время в 1930-х — 1940-х он был успешным руководителем оркестра. В течение 1929—1930 они записывают несколько превосходных горячих композиций с такими исполнителями, как скрипач Клод Уилльямс (Claude Williams) и трубач Эдгар «Пуддингхэад» Бэттл (Edgar "Puddinghead" Battle).
01. Mess-A-Stomp 02. Blue Clarinet Stomp 03. Cloudy 04. Casey Jones Special 05. Somepin' Slow And Low 06. Lotta Sax Appeal 07. Corky Stomp 08. Froggy Bottom 09. I Lost My Gal From Memphis 10. Loose Ankles 11. Snag It 12. Sweet And Hot 13. Mary's Idea 14. Once Or Twice 15. Gettin' Off A Mess 16. Dallas Blues 17. Travellin' That Rocky Road 18. Honey, Just For You 19. You Rascal You 20. Saturday 21. Sophomore 22. Casey Jones Blues 23. There's Rhythm In The River 24. I Need Lovin' 25. Margie
На удивление оркестр Кирка не делает ни единой записи в период 1931—1935, но в 1936 (когда они перебрались в Нью-Йорк) оркестр немедленно добивается успеха с популярным хитом «Until the Real Thing Comes Along», на котором представлен высокий голос Фа Террелла (Pha Terrell).
01. Walkin' And Swingin' (2:58) 02. Moten Swing (3:07) 03. Lotta Sax Appeal (2:57) 04. Git (2:53) 05. All The Jive Is Gone (2:39) 06. Froggy Bottom (3:12) 07. Bearcat Shuffle (3:03) 08. Steppin' Pretty (2:50) 09. Christopher Columbus (2:43) 10. Corky (2:29) 11. I'se A Muggin' (2:47) 12. Until The Real Thing Comes Along (2:58) 13. Puddin' Head Serenade (2:49) 14. Until The Real Thing Comes Along (3:02) 15. Blue Illusion (2:44) 16. Cloudy (2:56) 17. Give Her A Pint (And She'll Tell It All) (2:54) 18. Puddin' Head Serenade (2:37) 19. Fifty-Second Street (3:03) 20. The Lady Who Swings The Band (2:46) 21. What Will I Tell My Heart? (3:15) 22. Dedicated To You (3:23) 23. Wednesday Night Hop (3:08) 24. Skies Are Blue (3:01)
В последующие годы такие превосходные солисты, как тенор саксофонист Дик Уилсон (Dick Wilson), один из первых электрогитаристов Флойд Смит (Floyd Smith), Дон Байяс (Don Byas), Гарольд «Шорти» Бэйкер (Harold "Shorty" Baker), Ховард МакГи (Howard McGhee) (1942-43), Джимми Форрест (Jimmy Forrest), даже Фэтс Наварро (Fats Navarro) и (недолго) Чарли Паркер (Charlie Parker) были в числе сайдменоа Кёрка. Однако наиболее значимой артисткой оркестра становится пианистка Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams), и как солистка, и как аранжировщица.
01. Downstream (2:57) 02. In The Groove (3:07) 03. Worried Over You (3:11) 04. Foolin' Myself (3:02) 05. I'm Glad For Your Sake (But I'm Sorry For Mine) (2:59) 06. I'll Get Along Somehow (2:51) 07. A Mellow Bit Of Rhythm (3:23) 08. In My Wildest Dreams (2:54) 09. Better Luck Next Time (2:50) 10. With Love In My Heart (2:44) 11. What's Mine Is Yours (3:17) 12. Why Can't We Do It Again? (3:11) 13. The Key To My Heart (3:08) 14. I Went To A Gypsy (2:52) 15. Lover, Come Back To Me! (3:16) 16. Poor Butterfly (2:53) 17. The Big Dipper (2:58) 18. Bear Down (3:03) 19. I Surrender Dear (3:08) 20. Twinklin' (3:11) 21. It Must Be True (You Are Mine - All Mine) (3:09) 22. I'll Get By (3:07) 23. Little Joe From Chicago (2:52)
01. Bless You My Dear (Lawrence, Milton, Niesen ) - 3:06 02. How Can We Be Wrong? (Dietz, Schwartz, Stillman ) - 3:15 03. Mess-A-Stomp (Williams ) - 3:04 04. Toadie Toddle (Pease, Williams ) - 2:37 05. I Won't Tell a Soul (I Love You) (Clark, Parker ) - 3:09 06. What Would People Say (Daniels, Lawrence ) - 2:50 07. How Much Do You Mean to Me? (Adams, Levant ) - 2:59 08. Jump Jack Jump (Roberts ) - 2:53 09. Breeze (Blow My Baby Back to Me) (Goodwin, Hanley, MacDonald ) - 2:52 10. Ghost of Love (Lawrence, Williams ) - 3:12 11. What a Life! (Trying to Live Without You) (Alter, Kent ) - 3:09 12. Sittin' Around and Dreamin' (Kirk ) - 3:03 13. What's Your Story, Morning Glory? (Lawrence, Webster, Williams ) - 3:08 14. Honey (Fio Rito, Parish ) - 2:47 15. September in the Rain (Dubin, Warren ) - 2:41 16. Clouds (Donaldson, Kahn ) - 2:47 17. Julius Caesar (Osborne, Rogers ) - 3:09 18. Dunkin' a Doughnut (Williams ) - 2:53 19. Goodbye (Jenkins ) - 3:03 20. Mary's Idea (Williams ) - 2:57 21. But It Didn't Mean a Thing (David, Livingstone ) - 2:56 22. (I Don't Believe It But) Say It Again (Richman, Silver ) - 2:32