Church in Düsseldorf- trompe l' oeil at the pulpit's inner ceiling.
Этот приём обмана зрения использовался уже в Древней Греции и Древнем Риме. Типичный пример "тромплей" — настенное изображение окна, двери или пейзажа для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она есть. Точно так же было и с потолками- за счет этого приема достигался прорыв пространства в высоту.
Milano, Santa Maria presso San SatiroDonato Bramante. 1476 e il 1482 p
С пониманием законов перспективы итальянские живописцы начали рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплей известен как di sotto in sù, снизу вверх- в переводе с итальянского.
View of the Sala dei Giganti (south and west walls) 1532-34 Fresco Sala dei Giganti, Palazzo del Tи, Mantua
View of the Sala di Psyche (east wall) 1526-28 Fresco
Andrea Mantegna, Di sotto in sù ceiling fresco in the Camera degli Sposi of the Palazzo Ducale in Mantua.
Vaulted ceiling (detail) 1526-28 Fresco Sala di Psyche
Fresko (Detail) von Melozzo da Forli in der Basilika zu Loreto.Italiano: Affresco della cupola del santuario di Loreto, (Marche, Italia), opera di Melozzo da Forlì.
Detail_Fresco_Santa_Casa_Loreto
Triumphant Christ 1481-83 Fresco transferred to canvas Palazzo Quirinale, Rome
Triumphant Christ 1481-83 Fresco transferred to canvas Palazzo Quirinale, Rome
Melozzo Da Forli (1438-1494) Music-making Angel Fresco 1480
Music-making Angel 1480 Fresco Pinacoteca (Vatican, Holy See (Vatican City State)