Стеклянных дел мастера отец и сын
Леопольд и Рудольф Блашки (Leopold and Rudolf Blaschka) в период с 1863 по 1936 гг. создали для музеев всего мира несколько тысяч (!) потрясающе реалистичных моделей растений и животных, включая знаменитую серию стеклянных цветов в Ботаническом музее Гарвардского университета/
Harvard Museum of Natural History.
Они скромно называли себя
"ремесленниками на службе естественной истории". Но их труд справедливо считается
"художественным чудом в области науки и научным чудом в области искусства".
Leopold Blaschka (1822 - 1895) родился Северной Богемии, в небольшом городке Bohmisch Aicha (ныне Cesky Dub) в семье, несколько поколений которой занималось обработкой стекла, металлов и драгоценных камней. Способного мальчика обучили ювелирному и стеклодувному делу и он присоединился к семейному бизнесу по производству украшений и стеклянных глаз по заказам таксидермистов.
Его страстно интересовала естественная история.
В 1853 году Леопольд отправился в морское путешествие в Соединенные Штаты, изучая и зарисовывая в пути беспозвоночных морских животных, которых позже он будет использовать в качестве моделей.
В 1863 году семья переехала в Дрезден, чтобы дать лучшее образование сыну,
Рудольфу. Здесь Леопольд начал делать стеклянные модели экзотических цветов и получил заказ от местного аристократа Камилла де Рогана на создание 100 реплик его коллекции орхидей.
А после выставки в Дрезденском музее естественной истории стеклянных моделей морских анемонов - его труд стал и коммерчески жизнеспособным.
В те времена методы сохранения растений и животных в качестве музейных экспонатов и пособий для студентов - находились в настолько зачаточном состоянии, что необходимы были
реплики. Трехмерные цветные стеклянные модели превосходили, конечно, цветные рисунки, гербарии , черно-белые фотографии или макеты из папье-маше, используемые ранее. И Леопольд стал получать заказы от музеев, аквариумов и частных коллекционеров по всей Европе.
К тому времени, Рудольф присоединился к своему отцу в мастерской, где они работали в одиночку без помощников. Некоторые их реплики были основаны на иллюстрациях, найденных в ботанических трактатах, для других пригодились собственные воспоминания Леопольда. В последующие годы, когда семья стала богаче, стали приобретаться живые образцы, для которых был специально построен аквариум у них дома в Дрездене.
В 1888 году каталог работ, опубликованный агентом Blaschka в США Генри Уордом, представлял уже более 700 моделей : кальмаров, осьминогов, каракатиц, актинидий и бесчисленное множество видов медуз.
Леопольд и Рудольф начинали процесс создания своих моделей с весьма подробных чертежей (многие из которых сохранились в архиве
Rakow Library at the Corning Museum of Glass в США). Методы и оборудование были довольно простые. Каждая изысканно сложная вещь была сделана путем спайки или склеивания цветных кусочков стекла. Щупальца и жабры или детали цветов скреплялись с помощью мелких медных проводов , бумаги и воска . С нижней стороны модели подкрашивались пигментом, для создания текстуры использовалась также стеклянная пыль.
Первый директор Ботанического музея Гарвардского университета, доктор
Гудейл , специально приехвший в Дрезден, так описывал мастерскую Blaschka:
"Рабочие столы покрыты стержнями и трубками, кусочками цветного стекла и катушками проволоки различных сортов. Сильфоны (меха) под столом самые обыкновенные, используемые и другими стекольщиками, равно как и другое оборудование. Лампа изготовлена из жестяной кружки, фитиля и твердого парафина, который тает при довольно низкой температуре и используется в качестве топлива" . На глазах куратора Леопольд сделал цветок для коллекции Гарвардского университета - полтора часа ушло на стебли и лепестки для трех цветов и еще час, чтобы добавить тычинки и чашечки.
В 1890 году
Blaschka подписали эксклюзивный контракт с Ботаническим музеем Гарварда (
Harvard Museum of Natural History) и в течение следующих 45 лет изготовили для него более 4000 стеклянных цветов, отказавшись от других заказов. После смерти Леопольда в 1895 году, Рудольф продолжал работать один до 1936 года, за три года до своей смерти. У них не было ни наследников, ни учеников, так что их знания и навыки остались семейной тайной.
Многие из моделей
Blaschka выставлены на всеобщее обозрение в витринах из вишнёвого дерева в Гарвардском музее естественной истории. Другие - годами пылятся в запасниках как в Национальном музее Уэльса в Кардиффе. Лондонский научный музей продал свою коллекцию в 1920-х годах, когда прошла викторианская мода на стеклянные изделия...
Очень и очень много погибло во вторую мировую при бомбёжках и пожарах, - в Дрездене не осталось ничего и только в 2000 году там была основана ассоциация
"Naturwissenschaftliche Glaskunst Blaschka-Haus V е" с целью создать музей-мемориал Blaschka.
несколько кликабельных снимков
____________________________________________________________
wiki
flickr
Перевод статей по ссылкам из wiki Kaggy-Karr для
alldayplus