Erte. Роман Петрович Тыртов (Эрте)
Эрте (1892–1990) Тыртов Роман Петрович
Site
— знаменитый художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде.
Родился в Петербурге 23 ноября (4 декабря) в семье морского офицера.
Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, обосновался в
1912 в Париже, став корреспондентом петербургского журнала «Дамские
моды». Систематического художественного образования не получил; недолго
посещал академию Р.Жюльена. Потомок старинного русского рода, берущего
начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под
псевдонимом Эрте (фр. Erté, составлен из первых букв имени и фамилии),
который взял, "чтобы не позорить семью". В 1913–1914 начал работать как
модельер (у известного кутюрье П.Пуаре) и художник сцены (исполнил, в
частности, эскизы костюмов для спектакля Маты Хари Минарет в театре
"Ренессанс").
Заключил контракт с американским журналом "Harper's Bazaar" (1915),
нарисовав для него в последующие 22 года более ста обложек. Работал
также для журналов "Vogue", "Cosmopolitan", "Women's Home Journal", "The
Sketch" и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. Жил в
Париже и Монте-Карло.
Хотя Эрте сотрудничал и с антрепризами классического типа (оформив, в
частности, в 1920-е годы целый ряд балетных номеров Анны Павловой и
несколько постановок Чикагской оперы), лидирующее значение в его
сценографии получил дизайн для эстрадных театров – мюзик-холла "Фоли
Бержер" (1917–1927), варьете "Баль Табарэн" и "Ла Нувель Ив", кабаре
"Лидо" в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея.
С 1925 выступал как художник-костюмер в кинематографе, по контракту с
голливудской студией "Метро Голдвин Майер". "Стиль Эрте" – тончайше
функционально-продуманный, ритмичный и в то же время
экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий – явился в
межвоенный период важным формообразующим моментом "ар деко" (т.е.
модерна, включившего элементы авангарда и ставшего прочным фактором моды
и массовой культуры).
В качестве кутюрье разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей;
среди предложенных им (еще в 1920-е годы) реформ костюма особую
популярность позднее завоевал принцип "унисекса", однородного
моделирования одежды для мужчин и женщин.
В поздний свой период Эрте добавил к привычным техникам (рисунок тушью,
акварель, гуашь, литография) скульптуру, которой особенно увлекался в
1960-е годы (беспредметные декоративные композиции из разных
материалов).
Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более
широкий круг предметов – от мебели до игральных карт, неизменно
превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот же период
создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы суммировал
характерные орнаментальные элементы своей манеры.
Новый интерес к "ар деко" стимулировал внимание к патриарху стиля: в
книжных магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и открытки
Эрте и об Эрте порой занимали целые разделы.
В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров
(Вещи, которые помню). Последней работой мастера явились эскизы
декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу Звездная пыль (1989).
Умер Эрте в Париже 21 апреля 1990.