Ошибана
Ошибана – это вид изобразительного искусства, рожденного флористикой. У
нас флористика появилась восемь лет назад, хотя в Японии существует
более шестисот лет. Когда-то в средние века самураи постигали путь
воина. И ошибана была частью этого пути, такой же, как написание
иероглифов и владение мечом. Смысл ошибаны заключался в том, что в
состоянии тотального присутствия в моменте (сатори) мастер создавал
картину из сухоцветов (пресованых цветов). Потом эта картина могла
служить ключом, проводником для тех, кто был готов войти в безмолвие и
пережить то самое сатори.
Суть искусства "ошибана" состоит в том, что, собирая и засушивая под
прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор
создает при помощи растений поистине произведение "живописи". Другими
словами, ошибана - это живопись растениями.
Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и
фактуры растительного засушенного материала. Японцы разработали
методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения. Суть
ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается
вакуум, который не дает растениям портиться.
Привлекает не только нетрадиционность этого искусства, но и возможность
проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют
орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины. Кроме
Японии, родины искусства "ошибана", прессованная флористика развита в
странах Европы и США.Ошибана для начинающих
Подготовка к занятию ошибаной будет включать следующие пункты:
Для начала выберете просторное, хорошо освещенное место, где вам будет удобно расположить достаточное количество предметов.
1. Занятие предполагает наличие клея (обычно используется клей ПВА, т.к.
он не оставляет после себя каких-либо заметных следов, то есть почти
прозрачный после высыхания), поэтому желательно рабочее место застелить
бумагой, для предохранения ваших столов.
2. Кисточка для приклеивания больших листиков, пластиковая, тоненькая
(диаметром не более миллиметра) полочка или спица для нанесения малого
объема клея.
3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей. И вообще это не
заменимая ни чем принадлежность, листья достаточно хрупкий материал и в
руках часто ломаются, да и сами руки остаются чистыми от клея.
4. Ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами.
5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.
Кроме всего этого оборудования, Вам понадобятся альбомы, с цветными и
простыми карандашами. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и
все то, что необходимо Вам для последующих работ.
Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным
сюжетом, большим количеством деталей надо выполнять по эскизу. Эскиз к
будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В
эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо
продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, -
залог успеха аппликации.
С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в
пространстве (для чего используется перспектива), достигается
согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы
масштабов и пропорций, а также ритм, иногда - симметрия). При
составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации.
Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как в их изображении трудно добиться точности.
Наиболее простой будет составление аппликации из целых форм растений,
где можно выполнить несложные миниатюры, например, морковь из листа
ясеня и зелени моркови, репу из листа тополя и травы "медвежье ушко".
Из целых форм растений можно составить и сложные композиции букетов. Их
готовят в определенной последовательности. Начинают с составления
контура композиции - раскладывания элементов, обрамляющих картину. Для
этой цели хороши ажурные растения: зонтичные, папоротники; они придают
аппликации легкость, воздушность.
Далее заполняют внутреннюю часть картины. Укладывают растения от краев к
центру. При этом необходимо следить за тем, чтобы нижняя часть каждого
растения была прикрыта верхней частью следующего, т.е. образовывалась
чешуя.
В работе большое значение имеет размещение центральных элементов
композиции. Закреплять сразу на фоне не рекомендуется. Надо составленную
композицию прикрыть листом бумаги и через некоторое время внимательно
посмотреть на нее. Если композиция составлена удачно, правильно, можно
приступать к закреплению растений.
Заготовка природных материалов
При создании декоративных композиций пользуются засушенными растениями:
цветами и их лепестками, листьями, ветками, мхом, пленками и
султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и
т.д. Для успешной работы нужно иметь достаточный запас высушенных
растений.
Стойкость цвета
При засушке цветов и других растений важно знать, как долго они
сохраняют свой цвет. По стойкости цвета растения делятся на три группы:
Стойкие — сохраняют цвет в течение нескольких десятков лет: пионы,
георгины летние и осенние, астры, мальвы, васильки, синие подснежники,
маргаритки, керсопсис, анафалис, статица (кермек, лимониум), гелихризум,
гипсофила, гладиолусы (особого способа засушки), дельфиниум (шпорник),
кошачьи лапки, пестрые тюльпаны, все осенние листья, а также чистец,
оборотная сторона листа серебристого тополя, мать-и-мачеха, терн.
Средней стойкости — сохраняют цвет 10 и более лет: гайлардия, гелениумы,
годеция, рудбекия, жасмин, черемуха, космея. сальвия, розы, бархатцы
(тагетес), ромашки садовые.
Малостойкие - сохраняют цвет до нескольких лет:виола (анютины глазки), флоксы, настурция, лютики, тигровая лилия и другие.
Можно использовать цветы всех групп. Только нужно при этом строить
композицию так, чтобы малостойкие, выцветая, не искажали цветовое
решение, а даже придавали ему новые оттенки. Листья сушат
преимущественно осенней расцветки. Они могут быть различной формы, с
различными краями и жилкованием, а также могут быть сложными. Зелеными
листьями можно пользоваться с тем учетом, что они побуреют или станут
коричневыми (запарятся) и, использованные в композиции, не испортят ее.
Сбор растений
Первый этап подготовки материала прост и приятен — это сбор цветов,
веток, листьев. Заготовками надо заниматься с ранней весны до поздней
осени, так как одни виды интересны в бутонах, другие — в полном цвету,
третьи — в плодах, четвертые имеют нарядную осеннюю окраску. Растения
собирают в сухую погоду, на них не должно быть капель росы. Влажные при
сушке буреют.
Постарайтесь брать цветки, листья, побеги разной окраски и формы (в том
числе необычно окрашенные, ажурные). Это рас-ширит вашу палитру.
Помните: чем «моложе» цветки или соцветия (1—2 дня), тем устойчивее их
окраска. Взятые в конце цветения, они, как правило, при сушке
распадаются, теряют лепестки, колер становится тусклым. Обязательно
используйте яркие осенние листья. Перед тем как положить на сушку, их
надо очистить от пыли и грязи мокрой ватой, мягкой тряпочкой. Если
растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету.
При этом лучше сохраняется форма цветов, листьев и стеблей. Можно
собирать увядшие цветы: засушенные, они дают графичность и живописность
композиции. Лепестки, листья, стебли сушат отдельно. Если какие-то цветы
пришлось сорвать после дождя, то их ставят в воду и дают высохнуть, а
затем засушивают. Если вы не успели обработать и заложить цветы для
засушки, то поставьте их в воду, а на следующий день начните засушивать.
Никогда не выбрасывайте увядшие букеты! Прежде посмотрите, что из них
можно взять для будущих панно. Летом и осенью постарайтесь запастись
разнообразными семенами, плодами. Не упустите и время сбора пуха — от
тополей, пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика, осота. Это
удивительная «белая краска».
Засушивание
Следующий этап работы — самый ответственный — обработка и сушка
растений. Поначалу он покажется трудоемким и кропотливым, но с
приобретением навыков становится несложным. Известно несколько способов
плоскостной сушки: в бумаге, вате, гербарной сетке, книгах, под прессом,
горячим утюгом. Но каким бы из них вы ни воспользовались, надо твердо
усвоить общее правило — сушить как можно быстрее. Только при этом
сохраняется естественная окраска, минимально разлагается красящий
пигмент. В сухую погоду растения сохнут 3-4 дня, при влажной - дольше.
Если используется засушивание под прессом, то сначала нужно подготовить
прокладки и закладки. Лист тонкой бумаги (газеты) складывается пополам
или вчетверо — это будет прокладка. Затем половина газеты или ее
четверть складывается пополам — это будет закладка. В закладки помещают
растения (не очень густо). На плотный картон или фанерную дошечку кладут
прокладку, а на нее — закладку с растениями и опять закрывают
прокладкой или несколькими, в зависимости от растительного материала.
Можно заложить до 5—6 закладок. Все это сверху также накрывают фанеркой
или плотным картоном. Подготовленные растения кладутся пол пресс. В
настоящее время многие пользуются специальными прессами, состоящими из
двух досок: нижней — с двумя стержнями и нарезанной на них резьбой и
верхней - с отверстиями для стержней. Верхняя доска прижимается к нижней
«барашками» или гайками. При случае для пресса можно использовать
несколько обшитых тканью кирпичей (в зависимости от нужного груза),
различные металлические плиты и т. п.
Нельзя закладывать вместе нежные и грубые части растений, так как для
них необходим разный груз: для нежных - 8—16 кг, грубых — 20—40 кг и
более. При засушивании под прессом обязательно ежедневно заменять
отсыревшие прокладки (они затем просушиваются на солнце, батареях,
проглаживаются утюгом). В первый день после закладки цветов для сушки
прокладки дважды обязательно меняют, так как причиной побурения
лепестков и листьев является влага, которую они в себя вбирают. Закладки
не меняют до конца сушки. Сами растения не рекомендуется перекладывать в
сухую газету (можно только грубые, и то один раз). Тонкие цветки и
листья вообще не открывают до конца сушки. Чтобы сочные стебли (тюльпан,
нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их
надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно и выскоблить
сердцевину. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера,
роза) просто разделяют пополам. Плотные, кожистые, сочные, а также яркие
осенние листья хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу.
В сухую погоду растения сохнут 3—4 дня, при влажной — дольше. Горячим
утюгом сушат только очень толстые сочные листья рогоза, ириса, лилий,
магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений. Гладят
листья через газету до полного их высыхания. Нужно следить, чтобы
растения не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или
изменить свою окраску. Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет
василек, который можно сушить утюгом. Делается 3—4 закладки и примерно в
течение часа они проглаживаются утюгом (сильно нагревать утюг не
следует). Как только лепестки сделаются сухими, прекращается
проглаживание, остальная часть василька сохнет сама по себе. При такой
сушке василек сохраняет свой цвет и живет долго. Большинство растений
хорошо засушивается в вате, причем при сушке опушенных цветов ее кладут
только вниз, а сверху не покрывают.
У таких пышных цветов, как астра, георгин, пион, роза, стебли и листья
засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части,
кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд
за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои
ваты. Обработанный цветок (или 3—4) помещают в закладку под пресс. Часть
лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5—10 кг. Пионы
разрезают (разрывают) на 4—8 частей, прокладывают ватой и засушивают. В
дальнейшем из таких частей легко и быстро можно монтировать целые цветы.
При засушивании осенних георгин нужно брать самые распустившиеся
экземпляры. Середина цветка удаляется и заполняется ватой, лепестки
приподнимаются рядами, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с
лицевой и обратной стороны покрывается ватой.
Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом
монтировать цветок. Если же сушить цветок тюльпана целиком, то ему нужно
дать подвянуть.
Розы также сушатся отдельными лепестками или целиком — хорошо подвянувшими.
У воронкообразных цветов воронку заполняют ватой, изолируя ею все
отвороты лепестков. Положенный сверху груз не должен превышать 2—3 кг,
при большей нагрузке лепестки обесцвечиваются.
Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные им
цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки
полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с несколькими
прокладками под грузом не менее 15 кг. Особенно трудно засушить нежные
белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или бумажные
салфетки без рисунка и часто меняют газеты, которые выполняют роль
прокладок. Мелкие цветочки, необходимые для создания миниатюр и
пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов,
тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в
газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными прокладками,
картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15—20 кг.
Листья также кладут на газету, сразу же придавая им нужную форму —
изгибают, заворачивают край, накрывают слоем сухих газет и сверху
помещают груз. Большинство осенних листьев, например, дикого винограда,
яблони, явора, боярышника, чабреца, бадана, хорошо сохраняют яркую,
красивую окраску. Листья каприфоли применяют для имитации неба, дальних
гор, синеющей полоски леса на горизонте.
Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья
серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена,
девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков,
что дает возможность создавать прекрасные фоны для композиций.
Стебли растений лучше засушивать мягкие и полые, например одуванчика.
Гибкие, длинные, они легко принимают требуемое положение. Сушат их под
грузом 10—15 кг. Газеты меняют два-три раза.
После засушки растения становятся достаточно прочными и из них можно
вырезать элементы различной конфигурации. Раньше также засушивали
растения в гербарной сетке. В настоящее время ее используют редко.
Хранение
Засушенный материал хранят в закладках, вату снимают с цветка перед
использованием. Чтобы легче ориентироваться в накопленном материале,
закладки помещают в картонные папки, нумеруют их и составляют опись.
Затем в блокноте или тетради делают перечень папок с указанием растений.
Папки укладывают горизонтально одна на другую. Периодически надо
проверять, не завелись ли в папке моль или другие насекомые.