Поль Дельво. «Ночной визит». 1938
Ведьмы привлекали живописцев начиная с XVI века — именно в это время гонения на женщин, якобы заключивших договор с дьяволом, достигли своего пика. Однако и сейчас, когда шабаши, вурдалаки и отвары из крысиных хвостов остались в прошлом, художники обращаются к этой полной мистицизма теме. Таким образом, история изображения ведьм насчитывает целых пять веков — и едва ли это предел.
Франц Хальс "Малле-Бабё" (или "Гарлемская ведьма"), картина 17 века.
“Ворожеи не оставляй в живых”, - эта фраза Ветхого завета во многом определила судьбы тысяч европейских женщин и мужчин, взошедших на костер.
“Мрачное средневековье’” в его историческом понимании - это годы с 500 по 1500, после рождества Христова. Только к концу этих времен началась настоящая“ охота на ведьм”, людей сжигали даже во времена Ньютона и Декарта, Канта и Моцарта
Николай Бессонов "Посвящение"
Девочка, изображённая на картине, впервые попала на шабаш. Её завлекла сюда родная мать. На глазах у других ведьм она выполняет магический обряд, после которого её будут считать равноправной колдуньей. Лента, свисающая с её шеи, покрыта кабалистическими знаками. Подтверждая достоверности этой детали, я сошлюсь на живопись Франца Франкена, изобразившего шабаш в 1607 году. Остальные детали картины тоже соответствуют представлениям того времени. Магический круг, нарисованный на земле служит для возбуждения любви и дружбы - недаром рядом стоят в обнимку нищенка и девушка из дворца.
Суды над ведьмами происходили главным образом в западной Европе, их почти не было в восточной части России. Особенный размах они приобрели в странах, затронутых идеями Кальвина, реформатора католической церкви.
Отношение к ведьмам у славянских народов было иным, ведь само слово “ведьма” происходит от “ведать”, “знать”. А знание, как известно, далеко не всегда вредоносно.
Более того, на Руси времен Ивана Грозного с человека, назвавшего женщину ведьмой или проституткой причитался штраф в две деньги. Не сжигали людей в Скандинавии.
Надо сказать, что сам чудовищный обряд сожжения был создан для того, чтобы церковь не проливала кровь жертвы. Борьба церкви с еретиками превращалась постепенно в борьбу с самим Сатаной. Один из самых первых костров загорелся в 1274 году во французском Лангедоке, земле рыцарей и трубадуров.
Казнь ведьмы Анны Хендрикс, которую сожгли заживо в 1571 году в Амстердаме. Гравюра голландского художника и поэта Яна Люкейна
"Сожжение" Гравюра 16 века, Ян Люйкен
Суд испанской инквизиции (и это в конеце 18 века!) Франсиско Гойя
Согласно поверьям того времени, обряд посвящения в ведьмы кончается тем, что дьявол требует клятвы в верности. Он восседает на высоком троне, отчасти чёрном, отчасти позолоченном и освещает всё вокруг мерцанием свечи, горящей между его рогами. Хриплым и едва понятным голосом он обещает много золота и серебра, говорит о том, что нет ни бессмертия души, ни загробных мук. Тут настаёт время поцеловать ему ногу и поднести дар: чёрную свечку, локон волос или мелкую монетку. Дьявол также требует клятвы, что новая ведьма никогда не признает на суде свои деяния и никого не выдаст. Потом он прикосновением когтя ставит на её теле невидимое клеймо (из этого места при порезе не течёт кровь) и даёт ей силу творить чудеса.
Н. Бессонов
"Арест Ведьмы" Картина 19 века, художник Douglas Volk
"Испытание ведьмы" Картина 19 века, художник Thompkins H. Matteson.
Чтобы получить обвинение в колдовстве достаточно было крупной родинки на теле.
Испытание ведьмы — «ведьмино купание», при котором палач сталкивал связанную жертву в воду.
Илл. Акилле Пикко
Несчастной связывали крест накрест конечности и бросали в реку. Ведьма не должна была утонуть, доказавшую же свою невиновность жертву не всегда успевали спасти. За все время гонений на ведьм в Европе было уничтожено от восьми до девяти миллионов человек.
Сальватор Роза. «Ведьмы со своими заклинаниями». 1646
Джон Уильям Уотерхаус. «Магический круг». 1886
Очевидно, что действие церкви рождало противодействие. Надо думать, что действительно существовали тайные общества, совершавшие “черные мессы”, во время которых церковные обряды воспроизводились с точностью “до наоборот” и кончавшиеся откровенными оргиями. Скорее всего существовал и шабаш ведьм.Раз в год, в ночь на первое мая, праздник весны в древнем языческом календаре, ведьмы слетались на вершину горы Брокен, одной из самых высоких в восточной Германии. К ведьмам в виде черного козла являлся сам дьявол и начиналось бесовское веселье.
Число ведьм, слетавшихся на шабаш, оценивалось старинными авторами в очень широком диапазоне: от десятка женщин по одним оценкам, до совершенно фантастических стотысячных толп по другим. Колдуньи проводили время в занятиях, которые по замыслу тех, кто придумывал эти истории, зеркально отличались от нормальной человеческой жизни. Всё там происходит навыворот. Так, на шабаше проводится нечто, вроде богослужения, которое кощунственно пародирует церковную службу. Алтарём при этом служит живот голой девушки. Почести, которые воздаются Сатане, тоже необычны. Ведьмы поворачиваются к нему спиной и после этого отвешивают поклоны (непонятно только, почему дьявол не воспринимает это как издевательство над собой). Трапеза на шабаше проводится без соли и хлеба - и то и другое ненавистно Сатане.
Witches Sabbath, 1798 by Francisco Goya
Известно, хотя бы по роману “Мастер и Маргарита”, что существовала волшебная мазь, сообщавшая ведьме способность летать.
Ведьмина кухня. Год 1991 Н.Бессонов
Ночной полёт. Год 1991
До наших дней дошло несколько рецептов этого зелья, и общим компонентом в них, помимо жира некрещеных младенцев и пепла сожженных жаб была белладонна или корень мандрагоры. В обоих растениях содержится весьма токсичное вещество атропин. Согласно ритуалу, ведьма раздевалась донага и натирала тело волшебной мазью. Высокие дозы яда приводили к долгому, глубокому сну – трансу с видениями, характерными для сознания людей того времени: дьявольским шабашем и прочим…
Генрих Фюссли Ведьмы и колдуньи Лапландии, 1796
Источник: http://corwin.moole.ru/10476-vedmy-i-kolduni.html |