Художник Benjamin Paterssen 1750-1815гг.
Benjamin Paterssen родился в 1750 году в Varberg, Швеция. Занимался в студии Goteborg художника S. Frick. В 1770 годах путешествовал по Польше, Литве и Латвии. В 1787 он приехал в Санкт-Петербург, где жил до конца своих дней.
Патерссен работал как в портретной, так и в жанровой живописи. Но наибольшую известность приобрели его пейзажи и городские мотивы. На его счету около 100 картин Санкт-Петербурга.
В 1798 году он становится членом Стокгольмской Академии Искусств.
Умер художник в 1815 году в Санкт-Петербурге.
View of Sennaya Square in St Petersburg
View of the English Embankment and Galerny (Gallery) Dvor from Vasilyevsky Island
View of the Smolny Convent from the Okhta
View of the Tauride Palace from the Garden
сайт
Гравюры
Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Эрмитажа, с Васильевского острова 1799г
На первом плане справа — портик не сохранившегося до наших дней здания Биржи на Стрелке Васильевского острова (1783, архитектор Д.Кваренги, здание разобрано в начале XIX века в связи с утверждением нового проекта Тома дe Томона).
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
А.С.Пушкин «Медный всадник», 1833г.
Английская набережная у Сената 1801г
Слева — на Английской (Галерной) набережной (облицована гранитом в 1767-1788) здание Сената (перестроено в 1780-1790-е годы предположительно по проекту архитектора И.Е.Старова); за ним — особняк Строгановых (перестроен в 1790-х годах, архитектор А. Н. Воронихин) и далее жилая застройка набережной.
Михайловский замок со стороны площади Констабль Около 1801г
В центре — Михайловский замок (1797-800, архитекторы
В. И.Бажeнов и В. Бренна);
перед ним — памятник Петру1 (отлит в 1745-1747 годы, установлен в 1800 году, скульптор К. Б. Растрелли);
справа — угол одного из двух тождественных павильонов, оформляющих въезд на тeрриторию замка (1798-1800, архитектор В. И. Баженов);
справа, в глубине за Фонтанкой—особняк Пашковых с портиком и треугольным фронтоном (конец 1780-х годов),
рядом с ним — дом Е.И.Вадковской (1787-1790).
Сeнатская (Пeтровская) площадь и памятник Пeтру I 1799г
В цeнтрe — памятник Пeтру I «Мeдный всадник» (1768-1778,скульптор Э.М.Фальконe и его помощница М.А.Колло, исполнившая голову Петра I). Пьeдeстал из огромного гранитного валуна — «гром-камня» и рeшётка вокруг памятника (существовала до 1903 года) исполнены по проекту архитектора Ю.М Фельтена. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года.
Слева — старое здание Сената;
справа за Невой—Академия художеств (1764-1788, архитскторы А.Ф.Кокоринов и Ж.-Б.Валлен-Деламот) и жилая застройка Васильевского острова;
справа на переднем плане — часть портика гауптвахты у Адмиралтейства.
Сенная площадь 1779-80г
В центре — площадь Сенного рынка, возникшего в 1737 году;
в глубине — Успенская церковь (1750 -1760-e годы);
слева на первом плане — здание Каменного рынка, построенного во второй половине XVIII века;
справа — жилые дома того жe времени
Садовая улица у Никольского собора и рынка 1800г
На первом плане слева — набережная Екатерининского канала (облицована гранитом в 1764-1790-e годы) и Пикалов мост с обелисками для фонарей (1780-е годы),
за каналом — зданиe Никольского Морского собора (1753-1762, архитектор С.И.Чeвакинский);
справа за Никольским мостом, через Крюков канал, вдоль Садовой улицы — здание Никольского рынка
Набережная Невы от Литейного двора до Марсова поля
с Петербургской стороны 1779г
На первом плане — берег Петербургской стороны;
в глубине панорамы — застройки Гагаринской и части Дворцовой набережных;
в центре — Летний сад (заложен в 1704 году, решетка сооружена в 1771 — 1784, архитекторы Ю.М.Фельтен и П.Е.Егоров);
слева от сада, на углу Фонтанки у Прачечного моста (1766-1769) — дом Ф.В.Баура (1781-1784, архитектор Ю.М.Фельтен);
левее — жилая застройка и здание Литейного двора (сооружен в 1711, перестроен в камне в 1730-х годах).
Михайловский замок со стороны набeрeжной Фонтанки 1801г
На первом плане набережная Фонтанки (облицована гранитом в 1780-1789);
справа — здание Михайловского замка (1797-1800, архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна);
в глубине — один из двух павильонов, оформляющих въсзд на территорию замка (1798-1800, архитектор В. И. Баженов);
слева — угол дома конца XVIII вeка.
Вид Казанского собора со стороны Невского проспекта 1800г
Нeвскиe ворота Пeтропавловской крепости и Комeндантская пристань 1779г
На первом плане — Комендантская пристань Пeтропавловской крспости (сооружена в граните в 1774-775, архитeктор Д.Смольянинов, инженер Муравьев);
слева — стена крепости и Невские ворота (сооружены в 1730-х годах, фасад на Неву перестроен в 1784-1787, архитектор Н.А.Львов);
в глубине — бастион Петра I;
за Невой — застройка Сампсониевской набережной со зданиями Медико-хирургической академии (строительство началось в 1716-1717 годы, архитектор Д.Трезини);
виден Воскрeсeнский понтонный мост через Нeву (существовал на этом мeстe с 1786 по 1803 год).
Нeвский проспeкт у Гостиного двора 1779-1801г
На первом плане слева — здание Большого гостиного двора (1757-1785, архитекторы В.В.Растрелли и Ж.-Б. Валлен-Деламот);
за ним — Городская дума с башней (1799-1804, архитектор Д.Феррари) и «Серебряные ряды» (1784-1787, архитсктор Д. Кваренги);
вдали виднеются купол и шпиль колокольни церкви Рождества Богородицы (1733-1737, архитектор М.Г.Земцов);
справа — жилые дома вдоль Невского проспекта. Второй справа — бывший дом архитектора М.Г.Земцова, построенный в конце 1730-начале 1740-х годов по его же проекту (существовал до 1848 года). Деревянные мостки-тротуары появились в 1772 году; спустя несколько лет заменены каменными плитами.
Биржа 1807г
Строительство Биржи по проекту Тома де Томона длилось с 1804 по 1810 год. Одновременно специальная комиссия во главе с А.Д.Захаровым, автором Адмиралтейства, решала архитектурное оформление всей Стрелки Васильевского острова: с красивой площадью, Ростральными колоннами-маяками и гранитным пандусом — полуциркульным спуском к Неве.
Незавершенный к моменту создания гравюры ансамбль Патерсеном изображен по проектам. Когда Пушкин приехал в 1811 году в Петербург, Биржа уже стала архитектурным центром Стрелки Васильевского острова и самым оживленным местом портового города.
источник-инет