В 1987 году архитектурный ансамбль Piazza dei Miracoli a Pisa был внесён в список Всемирного культурного наследия человечества. Соборный ансамбль площади Чудес (Пьяцца деи Мираколи) не имеет себе равных в мире. Три здания из сверкающего белого мрамора - собор, баптистерий (специальное церковное здание для крещения) и колокольня - расположены в центре города, на изумрудно-зеленой, безукоризненно ухоженной поляне.
Пизанский кафедральный собор, построенный в виде креста, поражает своими размерами. Строительство собора было начато в 1063 г. В 1064 г. земля под собором просела, работы продолжились только в 13 веке.
Пизанский собор с его многочисленными колоннами и цветной мраморной отделкой послужил образцом для строительства подобных романско-пизанских церквей по всей Италии.
Колонны различного цвета в два яруса украшают собор со стороны колокольни - "падающей башни".
Интерьер собора был существенно изменён после пожара 1595 года, В настоящее время он отделан белым и чёрным мрамором.
Роскошен потолок собора. Такие потолки, разбитые на квадраты - кессоны и богато украшенные позолоченной деревянной резьбой, были характерны для эпохи Возрождения (Ренессанса).
Несмотря на большие размеры - диаметр сооружения 35 метров, здание баптистерии, возведённое в 1150-х годах, изящно.
Самый нижний из трех ярусов
украшен простой декоративной аркатурой. Узкие окна расположены довольно
высоко над землей. Средний ярус окружен поясом ажурной аркады,
напоминающей аркаду "падающей башни" и состоящей из сдвоенных арок,
обрамленных стрельчатой резной аркой. Верхний ярус с небольшими окнами и
такими же стрельчатыми арками крайне прост. Все сооружение увенчано
бледно-красным куполом.
Шестигранная кафедра (амвон) из белого, розово-красного и темно-зелёного мрамора (1260 г.) выполнена скульптором Никколо Пизано, основателем школы итальянской скульптуры. В историю искусства скульптор вошёл под прозвищем Пизано,
так как всю жизнь он проработал в городе Пиза: в 1260—1270 годах его
мастерская выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
Кафедра баптистерия работы Никколо Пизано стала выдающимся достижением ренессанской скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. По
средневековой традиции, на стенках кафедры рельефы на сюжеты из жизни
Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических
добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов. И хотя
скульптор использовал традиционные сюжеты и мотивы, кафедра уже принадлежит новой эпохе.
Larissa_Davidila