Государственный академический театр оперы и балета России, или просто
Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых больших в
мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной
площади. Большой театр – одно из главных достояний города Москвы
Оригинал статьи на LifeGlobe.net
Зарождение театра относится к марту 1776 г. В этом году
Гроти уступил свои права и обязанности князю Урусову, обязавшемуся
построить каменный публичный театр в Москве. При содействии известного
М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходе церкви
Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса за пять месяцев был
построен Большой театр, согласно плану архитектора
Розберга стоивший 130000 руб. Петровский театр Медокса простоял 25 лет —
8 октября 1805 года, во время очередного московского пожара, здание
театра сгорело. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской
площади. Но и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 г., во время
нашествия Наполеона. В 1821 году началось строительство театра на
изначальном месте по проекту О. Бове и А. Михайлова.
Театр
открылся 6 января 1825 года представлением «Торжество муз». Но 11 марта
1853 театр в четвертый раз сгорел; пожар сохранил только каменные
внешние стены и колоннаду главного входа. За три года Большой театр был
восстановлен под руководством архитектора А. К. Кавоса. Взамен погибшей
при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком
поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Театр был снова открыт
20 августа 1856 года.
В
1895 году был проведен капитальный ремонт здания театра, после чего в
театре поставили множетсво прекрасных опер, таких как «Борис Годунов» М.
Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова с Шаляпиным в роли Ивана
Грозного и многих других. В 1921—1923 прошла очередная реконструкция
здания театра, также здание реконструировалось в 40х и 60х годах
Над
фронтоном Большого театра находится скульптура Аполлона, покровителя
искусств, в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Все фигуры
композиции полые, выполненные из листовой меди. Изготовлена композиция
русскими мастерами в XVIII столетии по модели скульптора Степана
Пименова
Театр
включает в себя балетную и оперную труппу, Оркестр Большого театра и
Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя
всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в
труппе первоначально не было специализации: драматические актёры
принимали участие в операх, а певцы и танцовщики — в драматических
спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и
Павел Мочалов, которые пели в операх Керубини, Верстовского и других
композиторов
За
всю историю Большого театра Москвы его артисты, не считая восхищения и
благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных
знаков признания со стороны государства. В советский период более 80 из
них получили звание Народных артистов СССР, Сталинские и Ленинские
премии, восьмерым присвоено звание Героев Социалистического труда. Среди
солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова,
Жемчугова, Е. Семёнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина,
Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В.
Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л.
Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М.
Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров,
Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников,
Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили,
Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие.
Из певцов более молодого
поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И.
Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко,
Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижёры Альтани, Сук,
Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин,
Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович. Выступал здесь в
качестве дирижёра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссёров театра
Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого
театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала
(1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской
"Комише-опер" (1965)
Репертуар Большого театра
За
время существования театра здесь было поставлено более 800
произведений. В репертуаре Большого театра такие оперы, как
"Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Пират" Беллини (1837), "Ганс Гейлинг"
Маршнера, "Почтальон из Лонжюмо" Адана (1839), "Фаворитка" Доницетти
(1841), "Немая из Портичи" Обера (1849), "Травиата" Верди (1858),
"Трубадур", "Риголетто" Верди (1859), "Фауст" Гуно (1866), "Миньон" Тома
(1879), "Бал-маскарад" Верди (1880), "Зигфрид" Вагнера (1894), "Троянцы
в Карфагене" Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Вагнера (1902), "Дон
Карлос" Верди (1917), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1964), "Замок
герцога Синяя Борода" Бартока, "Испанский час" Равеля (1978), "Ифигения в
Авлиде" Глюка (1983) и другие.
В
Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского "Воевода"
(1869), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887); опер Рахманинова "Алеко"
(1893), "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" (1906), Прокофьева
"Игрок" (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других.
На
рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские
артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра.
Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова,
А.Неждановой. В 1912 Федор Шаляпин ставит в Большом театре оперу М.Мусоргского «Хованщина».
На фото Федор Шаляпин
В
этот период с театром сотрудничает Сергей Рахманинов, проявивший себя
не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр,
внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и
добивавшийся в исполнении опер сочетания пылкого темперамента с тонкой
оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует
организацию работы дирижёра — так, благодаря Рахманинову переносится на
свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за
оркестром (лицом к сцене).
На фото Сергей Васильевич Рахманинов
Первые
годы после революции 1917 года характеризуются борьбой за сохранение
Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение части
его репертуара. Нападкам по идеологическим соображениям подвергались
такие оперы, как «Снегурочка», «Аида», «Травиата» и вообще Верди.
Поступали предложения и об уничтожении балета, как «пережитка
буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Москве продолжали
развиваться и опера, и балет. В опере преобладают произведения Глинки,
Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. В 1927 году
режиссёром В. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова».
Ставятся оперы советских композиторов — «Трильби» А. Юрасовского (1924),
«Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (1927).
В
30-е годы в печати появляется требование Иосифа Сталина о создании
«советской оперной классики». Ставятся произведения И. Дзержинского, Б.
Асафьева, Р. Глиэра. При этом вводится строгий запрет на произведения
зарубежных композиторов. В 1935 году с большим успехом у публики
проходит премьера оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Однако это произведение, высоко оценённое по всему миру, вызывает резкое
недовольство в верхах. Хорошо известная статья «Сумбур вместо музыки»,
авторство которой принадлежит Сталину, стала причиной исчезновения оперы
Шостаковича из репертуара Большого театра
В
годы Великой Отечественной войны Большой театр находится в эвакуации в
Куйбышеве. Конец войны театр отмечает яркими премьерами балетов С.
Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», где блистала Галина Уланова.
В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов
«братских стран» — Чехословакии, Польши и Венгрии, а также
пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые
постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и
многие другие). Большая часть этих постановок осуществлена оперным
режиссёром Борисом Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году.
Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служили
«лицом» оперы Большого театра
Труппа Большого театра часто гастролирует, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах
В
настоящее время в репертуаре Большого театра сохранены многие
классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр
стремится к новым экспериментам. К работе над операми привлекаются
постановщики, уже получившие известность как кинорежиссёры. Среди них —
А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс и другие. Некоторые новые постановки
Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных
мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Л.
Десятникова «Дети Розенталя» (2005), в связи с репутацией автора
либретто писателя В.Сорокина. Возмущение и неприятие нового спектакля
«Евгений Онегин» (2006, режиссёр Д. Черняков) выразила знаменитая певица
Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого,
где идут подобные постановки. Вместе с тем, упомянутые спектакли, не
смотря ни на что, имеют своих поклонников
29
ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»
открылась Новая сцена Большого театра. 1 июля 2005 года Основная сцена
Большого театра закрылась на реконструкцию. Последним спектаклем,
поставленным на Основной сцене перед закрытием, была опера Мусоргского
«Борис Годунов». Предположительное время окончания реконструкции —
октябрь 2011 года, спектакль — опера Глинки «Руслан и Людмила»
(режиссёр-постановщик — Дмитрий Черняков).
Адрес Большого театра: Москва, Театральная пл., 1