"Русский стиль" Бориса Зворыкина
![](http://www.liveinternet.ru/users/3568363/post122482207/)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528816_1254752173_17.jpg)
Имя Бориса Зворыкина сегодня известно специалистам-книжникам и людям,
увлекающимся искусством особенно эпохой XIX-XX веков. Но рядовому
читателю, пожалуй, это имя ничего не скажет. Борис Зворыкин был одним из
основоположников «русского стиля» в книжной иллюстрации и, пожалуй,
лучший график-орнаменталист начала XX века. Самобытное творчество
художника до недавних пор могло быть оценено лишь немногими
знатоками-коллекционерами – счастливыми обладателями редких и
дорогостоящих изданий, выпущенных в дореволюционной Москве да в
эмигрантском Париже.
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/529/49529944_1254756777_2.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/529/49529946_1254757104_4.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/529/49529948_1254757312_5.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/529/49529950_1254757414_6.jpg)
Причина такого забвения коренилась, с одной
стороны, в изначально принятом этим художником сравнительно узком
диапазоне творческой практики, ограниченном, по преимуществу, сферой
книжной и прикладной графики, а с другой – в избранном им пути
независимого построения художественной карьеры, выразившемся в
последовательном неучастии в каких-либо «групповых стратегиях».
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528814_1254751710_16.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528818_1254752363_18.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528820_1254752443_19.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528822_1254752528_20.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528824_1254752671_21.jpg)
Борис Зворыкин родился 1 (13) октября 1872
года в Москве в купеческой семье. В 1892-1893 годах он учился в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, возможно,
посещал занятия в С.-Петербургской Академии художеств. Ещё в юности, он
увлёкся «русской темой», наиболее гармоничное художественное воплощение,
которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова и
Сергея Малютина. Любовь к русской старине – истории, легендам и
фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному
зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала
тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба
Зворыкина. С 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для
московских и петербургских издательств И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова,
И.Н. Кнебеля, А.Ф. Маркса и А.А. Левинсона. В 1903 году в московском
издательстве «Товарищество скоропечатния А.А. Левинсона» вышла с его
иллюстрациями и в его же оформлении двенадцатистраничная книжка «Сказка о
золотом петушке» А.С. Пушкина, ставшая первым опытом художника в
области детской книги.
![](http://www.liveinternet.ru/users/3568363/post122482207/)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/549/49549186_1254802435_7.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/549/49549188_1254802495_8.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/549/49549190_1254802567_9.jpg)
![](http://www.liveinternet.ru/users/3568363/post122482207/)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/549/49549230_1254802775_10.jpg)
Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и
пасхальных поздравительных карточек. Получил он известность и как
художник открытых писем, выполнив акварелью серии открыток на темы
«Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети»,
«Русские былины», «Охота», а с 1914 года – на патриотические темы,
воодушевлявшие граждан воюющей державы.
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528826_1254751352_13.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528828_1254751461_14.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528830_1254751563_15.jpg)
Последовательный приверженец и творец
«русского стиля», Зворыкин был высоко оценен членами императорской
фамилии, имевшей особое расположение к национальным художественным
образам и формам. Он нередко привлекался для выполнения заказов
Императорского двора – известны, например, исполненные им меню
торжественных обедов в честь французских сенаторов и депутатов в Москве
(1910) и в честь приезда в Россию британской торговой миссии (1912).
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528832_1254753032_22.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528834_1254753110_23.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528836_1254753197_24.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528838_1254753298_25.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528840_1254753411_26.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528842_1254753497_27.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528844_1254753616_28.jpg)
В 1909-1912 годах художник участвовал в росписях кафедрального собора
святого равноапостольного Александра Невского в Симферополе и
Феодоровского Государева собора в Царском Селе, заслужив благодарность
императора. Им был исполнен и титульный лист к выпущенному в 1915 году
роскошному альбому «Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. 1:
Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровекого Чудотворца».
Феодоровский собор был разорен большевиками после 1917 года, а затем
сильно пострадал в Великую Отечественную войну (здание его было
восстановлено в 1993 году). Симферопольский же собор был взорван в 1927
году, и только недавно начались работы по его восстановлению на прежнем
месте.
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528846_1254753749_29.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528848_1254753844_30.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528850_1254753983_31.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528852_1254754070_32.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528854_1254754171_33.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528856_1254754288_34.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528858_1254754365_35.jpg)
В 1921 году Зворыкин через Крым покинул Россию. Проведя несколько
месяцев в Константинополе, он оказался в Египте, в том же году художник
попал во Францию и поселился в Париже, который постепенно превращался в
столицу русской политической, экономической и культурной эмиграции.
Судьба его в эмиграции сложилась довольно удачно, он много и плодотворно
работал.
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528860_1254754548_36.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528862_1254754645_38.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528864_1254754752_39.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528866_1254754830_40.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528868_1254754891_41.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528870_1254754980_42.jpg)
В конце 1930-х годов Борис Зворыкин перевёл на французский язык русские
сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Марья Маревна» и
«Жар-Птица» и сопроводил собственными иллюстрациями стилизованный
рукописный текст. Этот альбом из четырех сказок художник, в надежде на
его издание, подарил своему работодателю и покровителю Л. Фрикателли.
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528872_1254755129_43.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528874_1254755370_44.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528876_1254755466_45.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528878_1254755580_46.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528880_1254755644_47.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//49/528/49528882_1254755736_48.jpg)
Борис Васильевич Зворыкин умер в начале 1942 года в оккупированном
немцами Париже, в те же дни, когда, по странному стечению обстоятельств,
в блокадном Ленинграде скончался его собрат по искусству Иван Яковлевич
Билибин.