П.А.Федотов.Вдовушка
Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с
названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры
Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти,
повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании
готового вот-вот явиться на свет ребенка.
Уже тогда употребил он в письме к другу-Дружинину слово «вдовушка»,
использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное —
придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.
Художник П.А.Федотов Вдовушка (Второй вариант) 1851-52г
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей
беспомощности, образ молодой женщины - будущей матери, одинокой после
смерти мужа офицера. Всё имущество - мебель и посуда - опечатано за
долги. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод.
Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно
выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери.
Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На
стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На
всем болтаются ярлыки с печатями.
Вдовушка (Первый вариант) 1851 г.
Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод
красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался,
написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с
яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой
высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть
Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным
вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.
Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу,
вещей — то немногое, что у Вдовушки осталась, к чему она оттеснена
нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой
жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.
Несколько картин художника
Сватовство майора. 1848—1849
Разборчивая невеста. 1847
Свежий кавалер. 1846
Игроки. 1851—1852
Завтрак аристократа. 1849—1850
Жена-модница
("Львица". Эскиз) 1849
Передняя частного пристава накануне большого праздника
1837г
Уличная сцена в Москве во время дождя
1837
П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку.
1840г
Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой)
1837г
"Господа! Женитесь -пригодится!" 1840-41г
Зимний день 1850-51г
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка
великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года 1838г
Павел Анндреевич Федотов— известный русский живописец и рисовальщик,
основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи
(1849г.), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г.).
П. А. Федотов — одинокая и трагическая фигура в русском искусстве
середины XIX в. Как и многие талантливые люди того времени, он жил и
умер недостаточно понятым и оцененным современниками. Судьба не дала ему
ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни простых
человеческих радостей, ни даже смерти достойной.
А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими
произведениями бытового жанра разрушить броню академической эстетики
классицизма
Источник
|