Наблюдая долгое время работы Александры Якуничевой, нельзя не заметить динамичность творчества художницы, ее способность изменять и совершенствовать форму, сохраняя цельность образа. Поддерживает эту цельность верность натуре и привычка мысленно пропускать всё виденное через некий "первоэлемент", имя которому "текстиль". Последовательность: натура, зарисовка, оригинальный графический лист, текстиль - усвоенная художницей еше в Высшем художественно-промышленном училищем им. В.И. Мухиной - с тех пор никогда не нарушалась. Только всё более и более самоценным становился графический лист, всё более усложнялась текстильная техника. "Транспарантный (от английского transparent - прозрачный) коллаж" - так можно было бы окрестить авторский прием, основанный на многослойном наложении друг на друга прозрачных тканей и сеток - создает колористическое богатство живописи на имприматуре (имприматура - цветной грунт, первый живописный слой). И вольно или невольно та же последовательность соблюдается в графике: цветной лист, благородная матовость пастели и гуаши, а поверху легкая как паутина пробежка белой краской.
Графика или текстиль - художница всегда шла от натуры, привозя из поездок бесчисленное количество зарисовок. Многие города и веси России, и не только России, оставили след в работах А. Якуничевой. Вот прозрачный русский Север ("Кириллов", "Святые врата", "Дождь над Кирилловом"), просторы Новгородчины ("Любытино", "Новгородские встречи", "Ловля рыбы"), библейские монастыри Грузии ("Фрески Вардзани"), старинные русские соборы ("Святой Георгий", "Фрески Ферапонтова", "Старая Ладога").
Как ни удивительно, но Петербург, такой гармоничный и любимый, долго не находил созвучного восприятию образа в творчестве художницы. И вот на 6-й персональной выставке в Музее городской скульптуры впервые экспонируется серия осенних пейзажей, посвященных Санкт-Петербургу.
Остается ждать, что скоро, в соблюдение традиции, Александра Якуничева переведет графические "партитуры"в текстиль.
М. Сонина, искусствовед