Юлия Кустодиева
"Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама
нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе
ту, которую ему послала судьба!"
"Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а
вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь
самую лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и
что меня любят. "
Б.М.Кустодиев
Фото Б.М.Кустодиев и Ю.Е.Кустодиева (Прошинская) 1903
Познакомились они осенью 1900 года, когда Борис
Кустодиев вместе с сокурсником по Академии художеств отправился на этюды
в Костромскую губернию.
Юлия Прошинская училась в школе Общества поощрения
художников, много читала. Все в этой девушке молодому художнику казалось
необычным и значительным. Рожденная в польской семье, она рано осталась
без отца и подобно пушкинской Татьяне, "в семье своей казалась девочкой
чужой". Мать, оставшаяся без средств уделяла мало времени детям и Юлию
взяли на воспитание сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан.
Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте.
Повзрослев, она служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то
заработать на жизнь.
Уже через несколько дней художник задумал написать ее
портрет. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. И ей
показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Так
оно и было...
Он открыл для себя в Кинешме "вторую родину". Здесь
он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои
дни. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой,
оставила портрет Кустодиева того времени: "Это был молодой человек
среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка
рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на
щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что
сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что
создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее
был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к
незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху."
Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет. 1904
Любовь пришла к художнику, когда он только делал
первые шаги в искусстве, и дала ощущение яркости и полноты бытия: "Я
переживаю самую лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я
люблю и что меня любят..."; "... Вы помните "Четыре отрады" Валерия
Брюсова? Недавно я их прочитал - как все верно!
Знаю я сладких четыре отрады.
Первая - радость в сознании жить.
Птицы, и тучи, и призраки - рады,
Рады на миг и для вечности быть.
Радость вторая - в огнях лучезарна!
Строфы поэзии - смысл бытия.
Тютчева песни и думы Верхарна,
Вас, поклоняясь, приветствую я.
Третий восторг - то восторг быть любимым,
Ведать бессменно, что ты не один.
Связаны, скованы словом незримым,
Двое летим мы над страхом глубин.
Радость последняя - радость предчувствий,
Знать, что за смертью есть мир бытия.
Сны совершенства! в мечтах и в искусстве
Вас, поклоняясь, приветствую я! "
Портрет Ю.Е.Прошинской 1901
Молодой человек нашел свою суженую, художник нашел
свою землю. Через три года (8 февраля 1903 г.) они обвенчались, а через
две недели после свадьбы Кустодиев, его соученик Куликов и их мастер
Илья Ефимович Репин закончили гигантскую картину "Торжественное
заседание Государственного Совета ". Мало у кого была столь
стремительная карьера: вчера он еще носил комбинированные носки, сегодня
он пишет портреты людей, вершивших судьбы России. К 1910 году Борис
Михайлович становится всемирно известен и представляет русское искусство
за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. А он все это
время пишет портреты своей ненаглядной Юлии, ставшей в замужестве
Кустодиевой.
Медали, триумфы, а он сбегает от сиятельных
заказчиков в свой "Терем", и там, и только там, он по-нашему счастлив...
В октябре 1903 г. родился сын Кира. Вместе с женой и двухмесячным сыном
художник отправляется в путешествие по Франции, Испании, Италии. Именно
в это недолгое, беззаботно-счасливое время в Париже написана новая
картина - "Утро": молодая мать, купающая своего сына...
Утро 1904
В 1905 году у молодых супругов, после возвращения на
родину, родилась дочь Ирина. Но была и досада, о которой хотелось
поскорее забыть. Еще в 19 лет он обронил в письме к матери: "Опять
что-то поет, как это у меня иногда бывает ". Забывал, когда удавалось
забывать. Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось боли в руке и шее все
усиливались, не прошло и года, как он вынужден признаться: "Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже.
" К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Иногда
приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком,
из-за болей в руке не спать.
На террасе 1906
Болезнь все чаще и чаще давала себя знать...врачи
долго не могли поставить диагноз и лечение шло вслепую. Наконец врачи
сошлись на одном: надо на лечение ехать в Швейцарию, на курорт. Отныне
он носит жесткий корсет от подбородка до поясницы. Из швейцарского
города Лейзен, где лечился, он рвется в Кострому. В 1913 году художника
оперировал известный немецкий хирург, предупредив, что через год надо
сделать операцию на спинном мозге. Но началсь Первая мировая война...
Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы
для одной из церквей под Астраханью. Художник написал богоматерь с жены,
а ее младенца - со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону
вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были
особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В
одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных
мучениях. А болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне
пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой,
добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. "Знай,
что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для
человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!" - писал ей когда-то Кустодиев. Слова оказались пророческими.
Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1907
Елена Плевицкая: "По ночам он кричит от боли, а
за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем,
что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину
раздирают позвонки. " Но днем, совладавши с болью, он работал над
портретом Полевицкой, и она потрясена его доброй лучезарностью...
Катастрофа приближается.
... Из его записной книжки: " Каждое существо хочет жить, даже таракан.
" 4 марта 1916 года он ложится на повторную операцию. Операция на
спинном мозге и по нынешним временам не шутка, а уж тогда.. Общий наркоз
на 5 часов.
Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. В коридор выходит сам профессор и
сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до
нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому
вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Девушка из Смольного
института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на
десятках картин, Юлия Евсафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет
судьба сиделки при паралитике, эта подруга и советчица говорит: "Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет... "
Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Ему категорически запрещено
работать. Столь же категорично этот мягкий и застенчивый от природы
человек заявляет: "Если не позволите мне писать, я умру ". Врачи и
слушать не хотят. Но разве знали его эти добросовестные эскулапы! Через
год он будет возвращаться из Выборга в Петроград. Он уже не мог вставать
с кресла, и его поместили в "собачий" вагон. Что должен чувствовать
всемирно знаменитый художник, помещенный посередине между пуделем,
бульдогом, терьером и несколькими охотничьими? Собаки были в
намордниках, они глухо рычали и скалили клыки. Что чувствовал Борис
Михайлович в такой ситуации? Унижение? Бессилие? Все четыре часа пути
Борис Михайлович рисовал ПСОВ!!!! Дорога ему понравилась, он сказал:
"Делай, что хочешь - никому не мешаешь! " Еще в больнице Кустодиев начал
работать. По его признанию, голова пухла от будущих картин, графики,
скульптуры, театральных декораций. Так в 38 лет он стал инвалидом.
Б.Кустодиев за работой
Товарищи-художники сконструировали для него
специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее
можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения
обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так
он и работал. Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из
постели и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и
управляться. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая
Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. По совету жены к его креслу
приделали небольшой столик и он рисовал...
Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1922
Жена создала для художника идеальный дом - единственный, где художник
мог жить и работать. Она, по отзывам современников, "хлебосольная
хозяйка и хорошая кулинарка". Даже в голодные петроградские годы в доме
всегда было чем попотчевать многочисленных гослтей - пусть даже и
незатейливыми коврижками, испеченными из сухарей и клюквы. Близкие
друзья называли ее "неутомимой Юлией".
А художник был почти беспомощным. Что было в его
силах в это смутное и голодное время? Только одно рисовать. И он когда в
кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова
брался за кисть. За создаине агитационных плакатов и советских лубочных
картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова.
Фото. Б.М.Кустодиев за работой 1926
Последние месяцы, что оставались ему на земле были
уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек:
неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая
рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. ДО КОНЦА..."Я
терпелива..."
Солнечным майским днем 1927 года вся семья
Кустодиевых выбралась на прогулку за город. К вечеру у художника
поднялась температура. Он умер на следующий день от скоротечного
воспаления легких.
Могила Б. М. Кустодиев в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств).
Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни
Блокады. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника -
Бориса Михайловича Кустодиева.
Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1925